
Субботним вечером 25 июня по набережным столицы прошёл первый массовый заезд на взрослых самокатах. Организованная на голом энтузиазме акция признана очень успешной, а самокатопробеги теперь будут проводиться на постоянной основе. Всё это позволяет всерьёз говорить о зарождении в нашей стране самокатного движения.
Главная интрига таких мероприятий – сколько человек соберётся. Приглашения в Интернете развесили заранее, в почти заметных для самокатчиков местах (за неимением каких-то других). Но больше слабой рекламы беспокоила погода: до последнего сохранялась угроза дождя, который означал бы однозначную отмену заезда (встреча, однако, состоялась бы в любую погоду). Поэтому когда в назначенном месте собрались два десятка дам, господ и ребёнок со своими самокатами, стало ясно, что всё о’кей. Двадцать человек, которым кроме покатушек и общения никто ничего не пророчил, это совсем не мало.
Автор этого снимка, ведущий российского самокатного блога Kick Chic World, сообщил, что по итогам заезда сбросил 2 кг. И это при том, что блогер прошёл не всю дистанцию (фото Евгения Харитонова).
Организовал всё в одиночку дизайнер-фрилансер Саша Нилов. Месяца четыре назад он вдруг купил себе фиолетовый самокат, стал регулярно ездить, полюбил это дело, удивился вакууму, опробовал никудышные самогонки и решился на создание клуба. Саша сделал простенький сайт Let’s Kick! ( "давайте оттолкнёмся"), открыл одноимённое сообщество на "Фейсбуке" и посредством этих площадок бросил клич. Пробный заезд 18 июня собрал лишь четверых, но даром всё равно не прошёл. 25 числа опыт пригодился.
Для заезда дизайнер Нилов предложил свой любимый маршрут – от сквера около МИДа на Смоленской площади до ЦПКиО имени Горького. В сумме около 12 километров, для самоката это приличная дистанция. Почти весь путь проходит по набережным с отличным, хорошим и нормальным асфальтом, без мучительных подъёмов и головокружительных спусков, почти без светофоров. Прохлада от воды, корабли, чайки, минимум прохожих, велосипедисты, роллеры – маршрут близок к идеалу. Мало тени, жара и пекло, минералка по 70-80 рублей, роллеры, велосипедисты – недостатки есть у всего и всегда.
Перед заедом все участники получили наклейки с логотипом Let’s Kick – едущим на самокате человечком с дорожного знака "Пешеходный переход". Кроме того, Саша подтянул спонсора, российского дилера "Рейзора", который пообещал участникам холодные напитки, мастер-класс от прорайдера (экстремального самокатчика-прыгуна) и тест-драйв избранных моделей, включая электрическую. Заезжая вперёд, скажу, что Razor обещание с некоторыми оговорками выполнил.
Нетрудно догадаться, что Саша Нилов (на фото) работает в фирме, которая выпускает виниловые наклейки.
Как только колонна тронулась в путь, ряд участников почувствовали дискомфорт – непривычное ощущение, когда вокруг тебя со всех сторон едут на самокатах, первое время вызывает тревогу. Тем более что сюрпризы могли таить навыки наездников, техническое состояние некоторых скутеров, особенно их тормозов, и отсутствие сигналов, какие приняты у велосипедистов. Однако на набережных колонна растянулась на десятки и сотни метров, так что все страхи прошли.
Четвёртый слева человек на снимке – участник заезда Артём Паршенцев, директор по исследованиям и аналитике агентства AdWatch/Isobar Russia. Он всё замерил: за 1 час 44 минуты 55 секунд Артём преодолел 11,93 км со средней скоростью 6,82 км/ч и в результате сжёг 961 калорию.
Ожидалось, что одним из самых острых гвоздей программы станет взаимный тест-драйв самокатов. И действительно, между остановками на передышку можно было временно обменять свой драндулет на такие образцы мирового самокатостроения, как Oxelo (было 3-4 экземпляра двух или трёх моделей, включая топовую), Razor (три человека приехали на одинаковых аппаратах типа A5), Xootr (преобладала модификация MG, их было три штуки, присутствовали Venus и даже Roma) и Smartscoo (девушка прибыла на крупнейшей модели Big). Ещё были замечены самокаты Jdbug, пара моделей eXplore (явился и Black Boomer) и "китайцы" разной степени загадочности.
Участники заезда легко соглашались на обмен, но сами, как ни странно, инициативы к тест-драйвам не проявляли. Особенно сытыми выглядели владельцы "зутров", которые, кажется... Ну да бог с ними. Я без проблем опробовал всё, что хотел, то есть прокатился на трёх неплохих чужих самокатах и получил о них исчерпывающее впечатление. Жаль, пробег проигнорировали хозяева самокатов Micro и некоторых других интересных марок, но ничего – значит, в следующий раз.
Самокат Oxelo (фиолетовый с зелёным рулём и аппараты слева внизу) в этот раз запомнился мне амортизаторами, которые заметно смягчают проезд по тактильной плитке, на которой Xootr превращается в орудие пыток.
Smartscoo Big (справа внизу) показался крепеньким, симпатичным внешне и сразил высотой платформы – всего-то на сантиметр выше, чем у "кзутра", а на опорной ноге приходится приседать.
Скутеры Razor A5 (это которые с красными колёсами) пребывали в сильно ушатанном состоянии, что говорит о двух вещах: их владельцы – прыгуны, их надёжность оставляет желать.
Без спешки, с фотографированиями на нескольких привалах, колонна около половины восьмого добралась до центрального входа в Парк Горького. Трасса была пройдена почти без приключений. Техника, к счастью, ни разу никого не подвела, а вот человеческий фактор дал сбой: одна участница всё же упала и расцарапала руку. Аварию никто не видел, так как гонщица сильно отстала от пелотона. (Кстати, отставание гонщиков и, в частности, детей навело организатора Нилова на здравую мысль о делении участников на группы.)
На финише спонсор наконец выдал прохладительную кока-колу и позволил слегка потестдрайвить трюковой самокат "для хардкорного катания" Ultra Pro и электрический скутер Razor E300. Не буду здесь описывать плюсы и минусы этих неоднозначных штуковин, скажу лишь, что их необязательные испытания стали приятным бонусом в финале заезда.
По паспортным данным, электросамокат E300 проезжает на одной зарядке до 20 км с максимальной скоростью 25 км/ч. Скутер весит 20 кило и будто бы выдерживает 90-килограммового ездока. Полная зарядка занимает 12 часов. Цена высока – 18 999 рублей. Данные напрашиваются на проверку в ходе полноценного тест-драйва.
Можно по-разному к этому относиться, обзывать придурью здоровенных лбов или признавать за самокатом статус городского транспорта, но нельзя отрицать факта: на наших глазах зарождается движение, которого раньше и быть не могло.
Первоначальное ядро сообщества созрело, все желают повторить и тянут за собой ближних. Дата следующего сбора пока не объявлена, но пропустившие заезд активно заявляются наперёд. Рецидив случится непременно. Конечно, прежние опасения, что самокатному движению может помешать дождь, сохраняются и сейчас. Только дождь должен быть метеоритным.