
Короткой была жизнь людей в XVIII и XIX веках. Не всех, но многих. Жизнь Джейн Остин была именно такой – не длинной. Вместилась в 41 год.
Разбудить домашних в большом старом доме отца, бедного деревенского священника, сбить с ритма сосущих поросят... И чем? Звучанием фортепиано, клавиши "перепутаны" – вместо привычных для поздних веков белых под пальцами оказываются чёрные, и это для независимой и своенравной Джейн дело обычное. Хорошие манеры и благоразумие, обязательные в Англии того (или иного) времени, не были усвоены молоденькой девушкой с пухленькими щёчками...
Мнения современников расходятся даже о её внешности. Джейн "совсем нехорошенькая, она чопорна для своих двенадцати лет, капризна и неестественна", – так говорила её кузина Филадельфия. "Она привлекательна, хороша собой, тонка и изящна, только щёки несколько кругловаты", – говорил брат её близкой приятельницы.
"Всё происходит сообразно этикету?" Нет, конечно! "Молодой человек не сможет устоять?" Да, безусловно!
Выгодная партия отвергается сразу:
– Я никогда не куплюсь на его состояние.
– А на что же ты купишься, кузина?
На что же она купилась? На феминизм, на стремление женщины самой зарабатывать на жизнь, на возможность читать свои романы, на невозможность быть с любимым, на разум и чувства, на гордость и предубеждение...
Смотрю и погружаюсь с головой в "их" жизнь: боксирую обидчика милого, строящего из себя циничного мота, Тома Лефроя; хожу по ярмарке и с трудом уворачиваюсь от пристающих ко мне раскрашенных людей; отбиваю битой мяч и бегу, бегу, бегу, чтобы обыграть в крикет мужчин, беру тяжёлое ружьё в руки и чуть не падаю от того, что оно вдруг, стреляет...
Смотрю и восхищаюсь работой оператора (Эйгил Брилд) и с болью осознаю, что это лицо, очерченное рамкой окна удаляющейся кареты, никогда уже не будет целовать тот, кого она отпускает...
Она дала возможность своему возлюбленному сделать карьеру. Нужно ли говорить: заплатив за это дорого? Совсем не обязательно! "Выбор есть всегда", – это ведь тоже она сказала. И в тридцать лет надела чепец, уверив всех: она – старая дева.
– Каким юристом вы станете?
– Типичным, сэр!
Лорд и Верховный Судья Ирландии, он пережил её на 50 лет и, наверное, с улыбкой вспоминал свой короткий и нелепый роман с будущей романисткой, "первой леди" английской литературы, чьи произведения изучают во всех колледжах и университетах Великобритании.
Шотландский актёр, известный из "Хроник Нарнии", убедителен (как ещё сказать, если убедителен?) во всех сценах с Хэтэуэй ("Дневники принцессы"). Тихое касание рук украдкой и страстный поцелуй Джейн – всё удаётся с поразительной лёгкостью как-то когда-то успевшей "сыграться" экранной пары.
А если быть честной до конца, то в фильме я бы постаралась выразительно прочесть по ролям диалог... за Джейн Остин... Только пусть кто-то скажет реплики за её любимую сестру Кассандру:
– Как начинается рассказ?
– Плохо.
– Как продолжается?
– Еще хуже.
– Как заканчивается?
– Счастливо.