Сандро Боттичелли: можно ли узнать творения живописца по оттенкам охры?

Сандро Боттичелли: можно ли узнать творения живописца по оттенкам охры?

Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи, известный нам как Сандро Боттичелли, родился 1 марта 1445 года.

Получив начальное обучение у ювелира, Боттичелли в 1462 году едет во Флоренцию и поступает в мастерскую Фра Филиппо Липпи. Стиль нового учителя оказал серьезное влияние на творчество молодого живописца. Это проявлялось и в чертах лиц, и в деталях орнамента и цвета. Однако спустя пару лет в творчестве художника начинает проявляться особенный стиль. Он делает более сильный, оригинальный акцент на тенях (охра используется автором для более яркой передачи цвета тела), и это становится одной из отличительных черт его творчества. Другой особенностью творчества художника является полнота передачи драматичности сюжета и действенности в картинах.

Произведения Боттичелли имеют весьма условную датировку, так как сам он даты проставлял редко, и возраст картин определяли позднее, используя стилистический анализ. Самые ранние его полотна, такие как "Св. Себастьян", "Поклонение волхвов", "портрет Джулиано Медичи", относятся к семидесятым годам пятнадцатого века. К восьмидесятым годам стиль автора существенно меняется, становится более твердым, уверенным и выразительным. Фреска "Св. Августин", датированная 1480-м годом – яркий тому пример.

Рождение Венеры
Рождение Венеры

В 1481 году художник едет в Рим по приглашению папы Сикста IV для написания фресок на стенах Сикстинской капеллы. Боттичелли написал три фрески, в которых живо и драматично изложил богословскую программу. После возвращения из Рима художник в своем творчестве развивает мифологические темы. Он пишет одни из самых известных своих произведений: "Рождение Венеры", "Весна", "Паллада и Кентавр", "Венера и Марс".

Аура тех волшебных полотен также присутствует и в знаменитых алтарях, которые художник написал в восьмидесятых годах. Самые известные из них – "Алтарь Барди", изображающий Божью матерь с младенцем, Иоанном Крестителем, и "Благовещение Честелло". К концу восьмидесятых годов пятнадцатого века в творчестве Боттичелли начинает проявляться некоторая манерность, любование собственным стилем.

Весна
Весна

В угоду более сильной выразительности полотен маэстро жертвует пропорциями фигур. Этот этап ярко характеризуют такие произведения, как "Распятие" и "Мистическое рождество". Картины олицетворяют веру автора в возрождение Церкви и отражают ярое неприятие Флоренции эпохи Медичи.

Рисунков Боттичелли сохранилось очень мало, несмотря на то, что он выполнял на заказ эскизы гравюр и тканей. Серия иллюстраций "Божественной комедии" представляет немалую художественную ценность, хотя и не была полностью завершена.

Афина Паллада и Кентавр
Афина Паллада и Кентавр

Кисти Боттичелли в той или иной степени принадлежит около пятидесяти картин. Под его началом действовала процветающая мастерская, которая творила продукцию разного качества и работала в жанре самого маэстро. Многие полотна, если и не были написаны рукой известного художника, были созданы благодаря его замыслу. Все они характеризуются определенной манерностью, линеарностью и плоскостностью в трактовке формы...

17 мая 1510 года Боттичелли умер во Флоренции.

Автор Ирина Пикалова История, культура и искусство

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: