В конце Второй мировой войны было бы трудно поверить в то, что конфликт великих держав закончится и что основные индустриализированные державы не будут бороться между собой. Однако по большей части случилось именно это. Стали ли мы свидетелями одной из последних битв за политическое равновесие?
С 1945 года происходили межгосударственные конфликты, как корейская война, Вьетнам, ирано-иракская война и война в Персидском заливе, так же, как и множество внутригосударственных, гражданских войн. И всё же, несмотря на трагедию этих конфликтов и страдания, которые они принесли, ни один из них не приблизился к катаклизмам первой половины XX века. Учитывая разрушительную способность современного оружия, мы можем сказать, что уровень средневековой резни не был превзойден.
Некоторые могут утверждать, что ужас тех войн, в конце концов, побудил человечество к этической ответственности, и что верховенство закона и внедрение прав человека во все общественные институты являются ключом к завершению этих конфликтов и насилию.
Другие могут утверждать, что появление ядерного века сделало великие державы слабыми и опасливыми, однако, в конечном счете, это привело к успешному балансу равновесия. Всё же многие полагают, что взаимосвязанное экономическое развитие, в конце концов, сделало бессердечную грубость слишком дорогостоящей для великих держав. Возможно, что сочетание этической эволюции, экономического переплетения и первичного страха являются условиями, гарантирующими эту относительную, хотя и не абсолютную стабильность.
Независимо от перспективы, необходимо провести серьезное изучение одной постоянной величины во время этого периода. В конце концов, если почти всё "изменяется" со временем, но относительная стабильность сохранилась, тогда становится понятно, что любая постоянная величина в какой-то период времени должна нести, по крайней мере, частичную ответственность за стабильность.
Американская держава является одной из этих постоянных величин. Несмотря на то, что американская мощь за последние 65 лет уменьшилась и ослабла, мало кто уверенно станет оспаривать то, что США были единственной, самой влиятельной и могущественной страной в тот период. Хотя Америка и столкнулась с конкуренцией со стороны своих партнеров по "холодной войне", ни одна из стран не приблизилась к Америке.
Тем не менее, мы вступаем в тот период, где на карте появляются новые державы и звезда Америки, похоже, угасает. Именно в этом контексте становится очень тревожной недавняя речь министра обороны США Роберта Гейтса на выставке морской лиги США "Море, воздух и космос". Хотя в своей речи он не отказывался от американского морского превосходства, которое является одной из основ, наряду с ядерным оружием, военным господством Америки, очевидно, что он готов позволить некоторое снижение, основанное на признании того, что борьба великих держав осталась в прошлом.
Эта политика, совмещенная с оптимистичным видением президента Обамы о мире, свободном от ядерного оружия, является слишком "токсичным" видением, чтобы поддерживать его в период серьезной неопределенности. Также считается само собой разумеющимся то, что относительно мирные условия сегодняшнего дня могут быть использованы в будущем. К сожалению, это ошибочно. Недостаток знания о будущем означает, что необходимо "застраховать ставки". Сегодняшние прогнозы о том, каковы угрозы и где они появятся, могут выглядеть совершенно близорукими в пределах данного момента, который меньше нескольких лет или десятилетия. США не могут позволить себе утомиться от этой мировой ответственности.
Здесь имеет значение вероятность и доверие. Если Америка будет восприниматься как "гаснущая", мы не можем знать наверняка, что произойдет, если другие попробуют использовать наше решение. Это может проложить дорогу для дестабилизации регионального баланса сил. Именно через эту дверь может переступить обновленный конфликт великих держав и шокировать мир, который забыл о том, что относительный мир обеспечивается через силу.
Автор Грег Рэндольф Лоусон Общество и нравы