Поиск по сайту:

» Куда мчатся кони на полотнах Николая Сверчкова?

29.01.2010 рубрика: История, культура и искусство

Куда мчатся кони на полотнах Николая Сверчкова?

Среди плеяды прекрасных русских живописцев достойное место занимает художник-анималист Николай Егорович Сверчков. В середине XIX века он был широко известен и почитаем не только в России, но и в Европе. С успехом выставлял свои полотна на международных выставках в Париже, Лондоне, Брюсселе, Филадельфии. После Всемирной выставки в Париже был удостоен ордена Почетного легиона. Интересный факт: на Всемирной выставке в Лондоне было продано 40 его произведений (для работ русского художника цифра неслыханная), в том числе картина «Конская ярмарка», за которую заплатили очень высокую цену — 22 тыс. франков. К сожалению, со временем имя художника было незаслуженно забыто и сегодня хорошо известно только истинным ценителям живописи, да любителям конного дела.

Будущий художник родился в 1817 г. в семье служащего придворного конюшенного ведомства. Рисовать Николай начал рано и быстро достиг заметных успехов, особенно в изображении лошадей, которых любил с детства. Отец, видя склонность девятилетнего сына к рисованию, определил его в Воспитательную школу при Академии художеств, но через полтора года Николай был вынужден прекратить учебу из-за болезни. В дальнейшем он серьезно занимался художественным самообразованием, изучал работы мастеров живописи, постоянно рисовал, особенно любил изображать сцены с лошадьми, добившись в этом больших успехов. Но посвятить себя только живописи долго не отваживался, и семь лет прослужил в канцелярии Министерства внутренних дел. В этот период Сверчков вольнослушателем прошел курс Академии художеств. Его работы, представленные на академических выставках, были замечены критикой, а он получил звание свободного художника портретной живописи и, оставив престижную службу, встал на тернистый путь живописца.

Орловский рысак Кролик
Орловский рысак Кролик

По приглашению коннозаводчиков и любителей лошадей молодой художник начинает написать портреты лучших отечественных рысаков. Он побывал на крупнейших российских конных заводах, окунулся в новую для себя социальную среду, много и с увлечением рисовал. В этот период он окончательно выбирает основные направления своего творчества: «Я посвятил себя искусству, выбрав русский быт, наши охоты и путешествия по России» — напишет он впоследствии.

Самобытные картины художника все чаще появляются на выставках, к нему приходит известность. В 1852 г. за картину «Помещичья тройка» он получает почетное звание академика по живописи народных сцен, а в I855 г. за картину «Грузный экипаж» становится профессором Академии художеств.

Сверчков работает в различных жанрах живописи. Охотно пишет портреты, изображая портретируемых верхом, в конном экипаже, или просто рядом с лошадьми. Уже к концу сороковых годов он становится признанным мастером модного в те годы «конного портрета». Ему позируют Александр III и придворные сановники, генералы Д.И. Скобелев и А.А. Болдырев, граф А.Г. Орлов-Чесменский и персидский шах Насреддин, маркиза Траверсе и А.Я. Панаева.

«Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы»

Академия художеств заказывает Николаю Егоровичу серию картин, посвященную истории России XVI-XVIII веков. Над ними он работал почти двадцать лет. В своих полотнах Сверчков не поднимается до глубокого осмысления событий русской истории, но, с присущим ему мастерством, показывает правдивые картины обыденной жизни наших предков. Ныне картины из этой серии — «Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы» и «Выезд царя Ивана Грозного на богомолье» хранятся в Оружейной палате.

Художник не обошел своим вниманием и батальный жанр. Он пишет большие батальные полотна «Переход гвардии через Балканы», «Выезд царя Алексея Михайловича на смотр войск в 1664 г.». В 1858 г. им написана картина, посвященная обороне Севастополя. К сожалению, ее судьба неизвестна.

Нападение волков
Нападение волков

С особой теплотой Сверчков пишет пейзажи. Он тонко чувствует неяркую красоту российской природы и стремится передать ее в своих картинах. Особенно поэтичны его зимние пейзажи с мерцающим зимним светом, снежным маревом или метелью, сквозь которую пробиваются усталые кони.

Николай Егорович поработал и в книжной иллюстрации. Им сделаны рисунки к поэме Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос» и стихотворению «Крестьянские дети». Примечательна история создания рисунков к «Холстомеру» Л.Н. Толстого. Прочитав талантливое произведение, художник написал Льву Николаевичу: «Прочитав Ваш чудесный рассказ о грустной судьбе бедного Холстомера, я не мог отказать себе, чтобы не изобразить это достойное животное». Две акварели: «Холстомер в молодости» и «Холстомер в старости», подаренные им в 1887 г. писателю, теперь хранятся в Музее Л. Н. Толстого в Москве.

В каком бы жанре не писал Сверчков, на большинстве его картин изображены кони — саврасые и каурые, серые в яблоках и мухортые; они мчатся в бешеном галопе или спокойно пасутся на туманном лугу, гордо выгибают шею, кося глазом на именитого седока, или тянут неказистые крестьянские дровни. Страстную любовь к лошадям художник пронес через всю жизнь, став основоположником анималистического направления в русском искусстве. Он выработал свой легкоузнаваемый стиль в живописи, создал большое количество картин, проникнутых глубокой любовью к родной природе, славному прошлому Отечества.

Сегодня работы Сверчкова экспонируются во многих музеях и картинных галереях России и европейских стран, но, вот уж парадокс нашего времени, самая большая коллекция его работ (около 450 картин, акварелей, рисунков и литографий) находится в малодоступном для широкой публики Музее коневодства Сельскохозяйственной академии имени К.А.Тимирязева. Стоит отметить, что подавляющее большинство экспонатов Музея коневодства — подлинные произведения известных российских и советских живописцев, графиков и скульпторов. Здесь можно увидеть работы В.А. Серова, М.А. Врубеля, В.Д. Поленова, В.В. Верещагина, В.И. Сурикова. Но основную часть коллекции составляют произведения художников, для которых лошадь была постоянным объектом изображения. В залах музея представлено творчество многих отечественных анималистов и баталистов Б.П. Виллевальде, П.Н. Грузинского, А.Д. Кившенко, П.О. Ковалевского, А.П. Орловского, П.П. Соколова, П.К. Клодта, Е.А. Лансере, М.А. Авилова, М.Б. Грекова, Н.С. Самокиша и других. Богатейшие фонды музея позволяют ему постоянно участвовать в различных художественных выставках. Только за последние годы его экспонаты были представлены на выставках в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Париже, Лейпциге, Хельсинки. Более 150 тысяч американцев посмотрели выставку картин и скульптур из фондов музея, которая в течение полутора лет демонстрировалась в двух музеях США.

Давно уже нет в живых художника, но продолжают мчаться написанные им кони.

Другие материалы:


Добавьте комментарий:

Ваше Имя:*
Ваш E-Mail:*