Красная Шапочка. Как профессор живописи Юлий Клевер стал «конкурентом» Шарля Перро?

Красная Шапочка. Как профессор живописи Юлий Клевер стал «конкурентом» Шарля Перро?

Во многих сказках главными героинями являются прекрасные юные принцессы. Любопытно, что и первая книга сказок, изданная для детей, увидела свет благодаря принцессе Орлеанской. Именно для племянницы французского короля Людовика XIV (Великого) в конце XVII века была издана прекрасно оформленная книга «Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями». Автором сборника сказок был указан Пьер де Арманкур-Перро. Но многие знали, что подлинным автором был не Пьер, а его отец – сановник при дворе короля, а по совместительству академик и известный поэт.

Вскоре книга была опубликована массовым тиражом, и началось её победное шествие по Европе. Слушая сказки из этой книжки, которые им читали взрослые, дети с замиранием следили за удивительными похождениями Кота в сапогах, смеялись над проделками Мальчика с пальчик, переживали за юную принцессу, уколовшуюся веретеном и уснувшую почти на сто лет. Не оставались они равнодушными и к судьбе маленькой девочки, прозванной Красной Шапочкой, которая отправилась в дремучий лес, чтобы навестить свою бабушку.

В России, причем на русском языке, эта книга, названная «Сказки о волшебницах с нравоучениями», вышла в свет в 1768 году. К этому времени книга уже почти 40 лет издавалась под именем своего подлинного автора – Шарля Перро. В первых русских изданиях сказки назывались немного не так, как мы привыкли с детства – «Сказка о батюшке котике в шпорах и сапогах», «Сказка о девочке с красненькой шапочкой», «Сказка о некоем человеке с синей бородой» и т.п. Книга Шарля Перро в России неоднократно переиздавалась, став любимой для многих поколений детей.

Существует значительное количество иллюстраций к сказкам Перро, которые рисовали профессиональные художники в различных странах. Несомненно, что многие родители, умеющие держать в руках карандаш или кисть, тоже изображали для своих детей их любимых сказочных героев. В 1884 году откликнулся на просьбу своей дочери Машеньки и Юлий Клевер, бывший к этому времени уже известным российским художником. Выполняя просьбу изобразить Красную Шапочку, он не стал рисовать небольшую картинку, а написал огромное полотно, тут же ставшее необычайно популярным в России, а затем и в Европе.

Красная Шапочка
Красная Шапочка

Собственно, создавая картину на сказочный сюжет, Юлий Клевер не был новатором. Уже в течение нескольких лет на выставках появлялись былинно-сказочные работы Виктора Васнецова, о которых можно было сказать: «Там русский дух, там Русью пахнет». Именно «русскость» первых сказочных полотен Васнецова сделало их интересными для отечественного, но не для европейского зрителя. А «Красная Шапочка», написанная Клевером, оказалась интересна и европейцам, сделав популярными и другие работы Юлия Юлиевича, которому еще не исполнилось и сорока лет.

Интересно, что Юлий Клевер стал известным художником-пейзажистом не имея профессионального образования, хотя в Академии художеств он некоторое время проучился, но был отчислен за постоянные пропуски занятий. Юный художник отнесся к отчислению философски, и в 24 года умудрился устроить персональную выставку. Как ни странно, столь дерзкий шаг оказался успешным. Выставку заметили, работы Клевера стали покупать. Вскоре появились и первые награды.

На одной из выставок пейзаж Клевера купил император Александр II, похвально отозвавшийся и о других работах молодого автора. Не секрет, что на Руси многие чиновники умеют улавливать и невысказанные мысли начальства. Так произошло и в тот раз. Клеверу Академия художеств присвоила звание классного художника, причем первой степени, которой удостаивались только выпускники, получившие малую золотую медаль. А в 1878 году Юлию Юлиевичу присвоили звание академика живописи за картину «Старый парк», которую затем отправили в Париж на международную выставку.

Официального признания Юлий Клевер и так бы достиг, ведь благодаря таланту и колоссальной работоспособности он стал прекрасным пейзажистом, но интерес императора к его работам значительно этот процесс ускорил. Кстати, картины Клевера с удовольствием покупали не только члены царской фамилии и сановники, но и Павел Третьяков.

Лесной ручей
Лесной ручей

Для нашего рассказа о картине «Красная Шапочка» интересна очередная карьерная ступень, пройденная Юлием Клевером. В 31 год за картину «Лесная глушь» он получил звание профессора Академии художеств. Кроме всего прочего это звание давало право на квартиру и мастерскую при Академии. Именно в академической мастерской и началась работа над полотном на сказочный сюжет, причем, основой пейзажа, на фоне которого разворачиваются события, стали этюды к картине «Лесная глушь».

Картину «Красная Шапочка» художник не воспринимал как что-то серьезное, хотя и работал над ней с увлечением, «советуясь» о некоторых деталях с дочерью. Любопытно, что девочку на картине написал талантливый ученик Клевера молодой художник Александр Новоскольцев. Моделью послужила шестилетняя Машенька Клевер, которая не позировала, а просто играла в мастерской. Стоит отметить, что Юлий Клевер, заваленный заказами с легкой руки императора, иногда прибегал к помощи своих учеников в работе над крупными полотнами, но, к его чести, никогда этого не скрывал, да еще и гонораром делился.

В 1884 году вместе с еще несколькими полотнами «Красная Шапочка» появилась на выставке. Как позднее признавался Юлий Юлиевич, он не ожидал такого успеха этой картины. Вскоре репродукции «Красной Шапочки» опубликовали российские, а затем и зарубежные издания, сделав эту картину и её автора чрезвычайно популярными.

«Красная Шапочка» дала путевку в жизнь и Машеньке Клевер. Если при работе над этой картиной она была только «консультантом», то вскоре и сама взялась за кисти, став известной художницей.

Со временем картина Юлия Клевера «Красная Шапочка» подзабылась, хотя её репродукции и появляются в публикациях, посвященных творчеству художника. Само же полотно теперь украшает музей в Великом Новгороде. Картина висит в большом зале и издалека выглядит как пейзаж сумрачного елового леса. Любопытно наблюдать, как зрители, прочитав название картины, начинают с интересом её рассматривать, обнаруживая на ней и волка, и Красную Шапочку.

Картина «Красная Шапочка» стала для Юлия Юлиевича Клевера всего лишь эпизодом в творческой судьбе. В истории же он остался как самобытный художник-пейзажист, как педагог, воспитавший многих талантливых живописцев, как основатель династии художников, ведь живописцами стали его дочь Мария, сыновья Юлий и Оскар.

Читайте также: