Поиск по сайту:

» Надо ли учить ребенка чтению с года?

12.01.2013 рубрика: Полезные советы

Ребенок не рождается с совершенным зрением и слухом, они у него развиваются постепенно.

И стоит ли начинать учить ребенка чтению с года? Но так как чтение является видом речевой деятельности человека, то сначала обсудим, что такое речь. Можно найти много определений понятия речь: от «способность говорить, говорение» (С.И. Ожегов), до — «исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил« (Википедия). Но все они говорят об одном: речь — это элемент общения. А оно невозможно без установления и развития контактов для совместной деятельности. И чем сложнее совместная деятельность, тем сложнее речь.В общем смысле, под речью понимается передача информации с использованием того или иного языка — системы символов. Кроме языка, использующего слова, человек в своей повседневной жизни сталкивается с языком жестов, мимики, танца, математики, программирования и т.д., и т.п. Свой язык есть у животных и насекомых. В отличие от компьютера, в «мозги» которого ещё на этапе производства можно заложить любую программу для обмена информацией (общения) с другими устройствами или человеком, ребенок рождается с «программой», использующей минимум информации для продолжения жизни вне утробы матери. Общение младенца с окружением в первые месяцы происходит через реагирование на кинестетические (двигательно-пространственные), тактильные (кожные), вкусовые (губы, язык) и обонятельные (нос) ощущения. Ребенок в этот период воспринимает сигналы, связанные с кормлением (запах матери, вкус молока), пеленанием (сухость и свежесть пеленок, касание рук), положением тела (укладывание для кормления, укачивание).

Но уже с 1,5-2 мес. в процесс освоения окружающего мира включаются слух и зрение. Возрастает потребность для расширения форм общения, что приводит к появлению речи, вначале на основе жестов, мимики, а затем — звукопередачи. Не удивительно, что живая природа использовала звук — механические колебания в упругих средах, в качестве основного носителя для передачи на расстояния оперативной информации. Звук легко генерируется, распространяется и изменяется, как по интенсивности, так и во времени — по частоте. Скорость звука в воздухе — 340 м/с, что на порядок превышает скорости самых быстрых наземных животных (антилопа до 28 м/с, гепард — 25 м/с) или летящего копья (30м/с), и в несколько раз превышает скорость лучной стрелы (50-100 м/с). А над водными поверхностями, на открытых пространствах, в редколесье звук, издаваемый живым существом, может быть слышен на расстояниях до нескольких километров. На сочетаниях звуков разной частоты и интенсивности легко строится простая для восприятия и воспроизведения система акустических сигналов.

Но чтобы применять тот или иной язык, надо научиться его воспринимать, т.е., обнаружив его носитель, выделить информационную составляющую и расшифровать её. Человеческая речь — сложная и многогранная система навыков и умений, приобретаемых в ходе психофизиологического развития человека. Выделяются два вида речи: устная (слушание, говорение) и письменная (чтение, письмо). Какой же вид речи осваивает ребенок в первую очередь?Освоение ребенком устной речи — слушание и говорение, происходит фактически параллельно. Уже во втором полугодии ребенок устанавливает связь между словом, предметом и действием, с 9 месяцев понимает и выполняет элементарные словесные указания, начинает отвечать на высказывания взрослого, но его речь ещё состоит из жестов, мимики, звуков, обрывков слов. Ребенок рождается с готовым речевым аппаратом — гортанью, но примерно до года она находится в горле выше, чем у взрослых — на уровне IV шейного позвонка.

Это положение гортани позволяет ребенку одновременно сосать и глотать молоко. После года гортань начинает постепенно опускаться — до уровня VI позвонка, что и завершается к двум годам. Только после этого гортань готова полноценно участвовать в голосообразовании. Чем дольше ребенок сосет соску, тем дольше задерживается начало говорения. Но чтобы говорить, надо уметь услышать звуки, выделить их сочетания, запомнить их, попытаться движениями голосовых связок, языка, губ издать свои звуки и, проговорив, пропев — услышать, сравнить… И так снова и снова, каждый день, по много раз. А тут ещё надо научиться соединять и сливать звуки в буквы, слоги, слова, осознавая услышанное и сказанное. А для этого необходимо общение, общение и ещё раз общение. И в первую очередь — с мамой, голос которой ребенок легко узнает — ведь он уже слышал его, когда был 32-38 недельным эмбрионом.Развитие устной речи в первый год происходит не только на слух, но и визуально — ребенок учится распознавать звуки по движению губ. Но зрение ещё несовершенно, до года «хорошо» воспринимаются движения губ одного человека — мамы. Замена on-line губ и голоса мамы другими губами и голосом или монитором с суперкачественной записью звучащего маминого изображения, или «почти живой», дорогущей игрушкой, кроме вреда, для развития ребенка ничего не принесет. Ребенку нужны именно мамины губы, вместе с голосом, жестами, запахом, кожей и волосами.

Сегодня однозначно установлено, что формирование устной речи в младенчестве, её интенсивное развитие в первые три года жизни является основой развития высших психических функций. К году ребенок осваивает первые слова. Их немного — от 4 до 20, они имею персонифицированное значение: «мама» — это только его мама, и больше никто, «киса» — только вот эта кошка, и никакая другая. Но какую радость первые слова доставляют и ребенку, и его близким! Это начало, а сколько ещё больших, трудных и радостных дел впереди, чтобы освоить устную речь! И снова меня удивляют сторонники «раннего развития», безоговорочно принявшие на веру заявления физиотерапевта Гленна Домана, что 1 год является «самым лучшим временем для того, чтобы начать» учить ребенка чтению.

Другие материалы:


Добавьте комментарий:

Ваше Имя:*
Ваш E-Mail:*