Поиск по сайту:

» Огонь как символ — что он значит для человечества?

18.06.2011 рубрика: История, культура и искусство

Огонь как символ - что он значит для человечества?

Недавно одним из представителей Московской Патриархии Вечный огонь был объявлен символом преисподней, а почитание его – языческим поклонением.

Наверное, в зависимости от установок личности, огонь может вызывать и такие ассоциации. Но давайте оставим за рамками оценку этого высказывания, и задумаемся: а почему вообще такое заявление стало возможным? Может быть, от непонимания подлинного смысла того, что символизирует огонь? Не в Библии ли сказано: «И познаете истину и истина сделает вас свободными»? Ведь именно незнание делает нас уязвимыми для разного рода внушений, домыслов, страхов и суеверий.

Символизм огня возник задолго до возникновения не только христианства, но и иудаизма. Ведь огонь сопровождает человека с самого его (человека) появления.
Собственно, умение обращаться с огнем – само по себе отличает человека (пусть примитивного) от животного. Да и сам огонь принципиально отличен от иных феноменов материального мира. Огонь совершенно реален и в то же время не вполне материален. Он приходит с неба посланником высших сил и тогда он необуздан и разрушителен, И в то же время его можно добыть, сохранить, управлять им. Огонь одновременно разрушает, обжигает – и согревает, дает пищу и защиту. А еще огонь похож на живое существо: он может рождаться, питаться, умирать.

В мифах именно с огнем связано если не возникновение цивилизации, то по крайней мере переход ее в иное качество. В мифах многих народов огонь похищается либо приносится людям культурным героем. Миф о Прометее – наиболее известный, но далеко не единственный. Зато с ним связано еще одно символическое значение огня, вполне устоявшееся: это символ революционности, героизма, самопожертвования.

Нам нынешним трудно в полной мере оценить значение прирученного огня для древних людей. Овладение огнем можно назвать переломным моментом в становлении человеческой цивилизации. Без огня было бы невозможно ни полноценное гончарное ремесло, ни тем более металлообработка. Даже обожженное дерево становится прочнее и долговечнее.

На первым этапе овладения огнем человек научился использовать и сохранять природный огонь. И это сознательное действие уже означало переход на новую ступень развития. Но предположу, что еще более важным стало умение самому добывать огонь. Впервые человек почувствовал себя независимым от милости природы.
Разумеется, у человека не могло не возникнуть совершенно особого отношения к огню. Немалую роль сыграло и его сходство с живым существом: огонь рождается и умирает, питается, движется, обладает характером… Плохое питание заставляет его недовольно шуметь, разбрасывать обжигающие искры; при недостатке «пищи» огонь слабеет и умирает; за непочтительное обращение может отплатить пожаром.

Крайняя почтительность в отношении огня вполне объяснима и учитывая величайшую практическую ценность огня. Вначале к нему могли просто относиться крайне бережно, затем это отношение формализовалось, постепенно обрастая поверьями и нюансами. Смешиваясь с другими верованиями, обогащаясь ассоциациями, ритуализируясь, отношение к огню постепенно превращалось в культ.

Например, огонь мог становиться символом солнца. Происхождение этих культов различно, но они сближаются по аналогии, ведь солнце тоже огненное, тоже дает тепло и свет, защищает от тьмы. Возможно, от солнца огонь воспринял функцию возрождения: ведь солнце непрерывно «умирает» и вновь «рождается» (причем как в суточном, так и в годовом цикле). Вероятно, поэтому огонь использовался в качестве символа солнца – а затем и сам стал считаться символом возрождения и обновления.

Постепенно огонь очага стал олицетворять сам очаг, а позже дом, род. По сути, очаг представляет собой сердце, центр дома. Пока горит огонь в очаге – в доме живут. В сознании разделяется «свой» и «чужой» огонь. Например, у некоторых народов можно дать соседу кресало, но нежелательно давать угли из своего очага (как и брать чужие). И разумеется, в огонь нельзя плевать, бросать мусор и даже ложиться ногами к очагу.

Позже огонь становится связующим звеном между человеком и богами, занимая центральное место в обрядах поклонения высшим силам. Это неудивительно. Во-первых, огонь изначально сходил с неба (молния), что уже связывает его с богами и делает изначально чистым, исходящим от высших сил. Во-вторых, брошенное в огонь исчезает, превращаясь в дым – и это дает возможность использовать огонь в качестве посредника, позволяющего «отправить» жертвы (заодно и очищаемые огнем) богам. В-третьих, в огонь – это чисто человеческое оружие против природных опасностей. И не забывайте о свойстве огня сжигать, уничтожать то, что попадает в него. Отсюда очищающее значение огня, сжигающего зло, болезни, уничтожающего вредоносные влияния. Видимо, с этими свойствами огня связаны обычаи сжигания тел умерших. С одной стороны, огонь здесь используется как стихия, очищающая от связанной со смертью нечистоты; с другой, огонь «возносит» души в мир иной. У других народов изначальная чистота огня, напротив, не допускала его осквернения мертвым телом.

С огнем связана символика энергии, жизненной силы. «Огонь души», «жизнь едва теплится», – так народная мудрость отражает связанные с огнем ассоциации. Связывается огонь и с богами – этого не избежал и иудаизм, где бог предстает в виде то горящего куста, то огненного столпа. В христианстве огонь также используется в обрядах, но я намеренно не касаюсь этой темы, ведь речь идет о символизме огня, возникшем задолго до христианства. Хотя как символ божества он встречается и здесь: например, в эпизоде схождении на апостолов святого духа. Но как я говорил, огонь как символ божественного гораздо древнее христианства и иудаизма.

И наконец, огонь в представлении древних – одна из первооснов мира. В паре «огонь-вода» он символизирует активное, мужское начало в мире, жизненную силу, энергию в широком смысле.

Даже столь краткий экскурс демонстрирует, сколь всеобъемлющ и глубок символизм огня. И насколько молодо в сравнении с ним христианство. Да и иудаизм. Так стоит ли видеть в Вечном огне сатанинский символ – а заодно языческий (кстати, как сочетаются эти аспекты, относящиеся к принципиально различным религиозным системам?), естественно трактуемый священнослужителем исключительно в негативном ключе? А может быть, с зажжением первого вечного огня в 1921 году богатый символический ряд пополнился еще одним значением? Нам решать…

Другие материалы:


Добавьте комментарий:

Ваше Имя:*
Ваш E-Mail:*