Поиск по сайту:

» Может ли «человек потребляющий» стать человеком разумным?

18.06.2011 рубрика: Интересные факты

Может ли «человек потребляющий» стать человеком разумным?

Одно лезвие бреет чисто, второе еще чище… Тридцать третье полирует челюсть…

Очевидно, что современные технологии позволяют затрачивать на производство всего необходимого для жизни в разы меньше усилий, чем приходилось тратить еще несколько десятилетий назад. Развитие технологий давно достигло уровня, при котором для поддержания достойного уровня жизни достаточно было бы 4-часового рабочего дня – по крайней мере в большинстве отраслей промышленности. Почему же этого не происходит?

Из-за необходимости раскручивать спираль потребления: чем больше производится товаров и услуг, тем больше доход от их реализации. Но для этого нужно, чтобы потребители приобретали товары, которых производится все больше. Выход не сложен: сформировать спрос, по сути – навязать покупателю не нужные ему, в общем-то, товары и услуги. Самый явный пример – агрессивно-навязчивая реклама, буквально лезущая в сознание. Но это, как уже сказано, очевидно и лежит на поверхности. Да и любые зазывания бесполезны, если потенциальный потребитель заведомо не собирался приобретать данный товар или услугу. Но в том-то и дело, что у всех нас десятилетиями формируется психология потребителя, по сути, с детства внушается одно: покупать, окружать себя все новыми вещами, потреблять как можно больше.

Желание приобретать все больше становится неотъемлемой, а главное – доминирующей чертой «нормального» человека. По сути, возможность потреблять считается в нашей культуре одним из главных показателей успешности. И ведь в том, чтобы жить обеспеченно и иметь возможность пользоваться достижениями цивилизации, нет ничего плохого, пока человек разумный не превращается в «человека потребляющего».

А когда сделано главное и «идеальный потребитель» сформирован, настает очередь методов эффективных продаж. Постоянно изобретаются все новые услуги, продавцы готовы «облагодетельствовать» нас «невероятными скидками»… Что это значит? Ну во-первых, что разница между себестоимостью и ценой товара настолько велика, что даже «колоссальная скидка» дает производителю и продавцу достаточную прибыль. Во-вторых, место «морально устаревших» товаров мгновенно займут новые, еще более «современные» и «модные». И их, в свою очередь, тоже нужно будет продать как можно скорее!

А ведь продукты современных технологий отличаются не только высоким качеством, но и долговечностью, устаревая морально в разы быстрее, чем физически. Но психология «идеального потребителя» требует, чтобы новая по сути (но уже считающаяся устаревшей) вещь менялась на еще более новую, которая очень скоро тоже «устареет».

Обратите внимание, чем производители пытаются привлечь покупателей. Акцент в рекламе чаще всего делается на второстепенных свойствах товаров, имеющих весьма косвенное отношение к их потребительским качествам. И это неудивительно, учитывая, какого уровня достигли технологии. Думаю, не будет большой натяжкой сказать, что ничего действительно нового предложить потребителям уже невозможно, и вся видимая «новизна» товаров служит исключительно для стимуляции спроса, не улучшая собственно потребительских свойств.

Возможно, и это не было бы так страшно, если бы в погоне за прибылью не расходовались колоссальные материальные и человеческие ресурсы, в том числе невозобновимые.

А теперь давайте вспомним, с чего мы начинали разговор: с того, что современные технологии вполне способны обеспечить человечеству достойный уровень жизни с гораздо меньшими, чем сейчас, затратами сил и ресурсов. Но только при условии, что производство будет поставлено на службу реальным потребностям человека, а человек перестанет быть лишь придатком к экономике, покорно обогащающим производителей товаров и услуг.

Другие материалы:


Добавьте комментарий:

Ваше Имя:*
Ваш E-Mail:*