Поиск по сайту:

» «Орел Девятого легиона»: где скрываются настоящие герои?

06.06.2011 рубрика: История, культура и искусство

Американцы, чувствуя в себе имперские замашки, часто и с удовольствием обращаются к тематике великих империй прошлого, особливо делая упор на Древнем Риме.

Практика съемок пеплумов с грандиозным размахом и невероятными постановочными амбициями существует давненько. Многим памятны знатные экскурсы в историю: «Камо грядеши?», «Бен-Гур», «Спартак», а также относительно недавние «Гладиатор», «Последний легион» и «Центурион». Последние два фильма точечно эксплуатируют рассказ о печальном известном Девятом легионе, затерянном в полном составе в болотистых лесах Британии, где римляне безуспешно вели просветительскую деятельность в рядах неблагодарных варваров.

В отличие от слабенького международного проекта «Последний легион», где окромя кучи приглашенных мировых звезд и взглянуть-то не на что, и откровенно туманного по форме и содержанию «Центуриона», новая лента шотландца Кевина Макдональда обещала стать своеобразным прорывом в жанре. Ну ладно, не прорывом, а достойным упоминания образчиком. Чтоб не стыдно было людям в глаза смотреть. Но, как водится, обещаний было много, а на поверку вышло всё совсем не так.

… Сумрачная Британия. После событий с пропажей Девятого легиона, которые обесчестили род римских воинов по фамилии Акила, молодой центурион Марк прибывает в стан гарнизона, дабы принять командование и попытаться кровью и потом восстановить справедливость. Война войной, но юноша жаждет не только боевой славы и подвигов, но также выяснить правду о судьбе отца, его легионеров и знаменитого золотого штандарта в форме орла.

Первое же сражение отправляет без меры геройствующего Марка в больничку, где ему под шумок выписывают пенсию. Сраженный столь стремительным завершением своей карьеры, товарищ впадает в депрессию. И тут, откуда не возьмись, в старой истории наметились проблески – кто-то где-то видел, как некое племя бриттов поклоняется Золотому орлу. Недолго думая, взяв в роли проводника своего новоиспеченного раба Эску, Марк отправляется на дальний кордон, дабы найти ценный кусок металла и поставить жирную точку в истории Девятого легиона…

Даже не верится, что режиссером «Орла Девятого легиона» является тот же самый Кевин Макдональд, снявший великолепную драму «Последний король Шотландии». Я понимаю, на этот раз в распоряжении Макдональда не было блистательного Фореста Уитакера и талантливого Джеймса МакЭвоя. Вместо этого продюсеры подсунули ему «восходящую» звезду в виде перманентно унылого Чаннинга Татума, до безобразия заросшего Марка Стронга и постаревшего Дональда Сазерленда. Причем, последнего явно взяли для пущей важности, ибо ни нормальных реплик, ни характера в сценарии для звезды такого уровня просто не нашлось.

Единственным светлым пятном в мрачной картинке грязных пустошей является Джейми Белл, которому досталась роль раба Эски. Белл был убедителен, профессионален и по-настоящему смахивал на потомка непокоренных варваров. Все остальные исполнители, очевидно, отрабатывали свои гонорары и актерствовали как будто из-под палки, натужно и фальшиво.

Начнем с того, что фильм попросту скучный. За почти два часа экранного времени не наберется и пятнадцати минут активных действий, все батальные сцены схематичны, скоротечны и сняты по принципу «отвалите, я тут драму снимаю, а не исторический боевик». Последний раз подобное разочарование я испытал от педерастичного (простите мой французский) боевичка Оливера Стоуна «Александр». Те же глубокомысленные рассуждения о воинской чести без внятной демонстрации оной.

Картина нарочито снята в грязных, беспросветных тонах, дабы подчеркнуть, что действие происходит во времена отсутствия коммунальных удобств и тотальной запущенности. Правда, всех героев, будь то римский сенатор или воин варварского племени, отличают белые ровные зубы, по которым уже не раз прошелся «блендамед» вкупе с «колгейтом». Мол, мы тут листком подтираемся, но за чистотой в полости рта следим. Ага.

Отдельное «спасибо» Макдональду и сценаристам фильма за разукрашенных и размалеванных серой грязью индейцев. Не знаю, был ли заложен сей «блестящий» сценарный ход в бестселлере английской романистки Розмари Сатклифф, по которому поставлен фильм, но американцы явно преуспели в желании повсюду натыкать своих аборигенов. Я настырно вглядывался в поисках вигвамов и трубки мира, но до таких деталей быта древних варваров Британии руки у авторов не дошли. Зато пляски у костра с шаманом и бубном были, зуб даю. Я, конечно, ни фига не историк, но шотландские племена горцев в таком исполнении навевают тоску по ярким приключенческим боевичкам типа «Чингачгук – Большой Змей» производства братской ГДР. Те, по крайней мере, не камуфлировались по серьезную драму.

При всей неторопливости повествования, герои явно спешат к финалу, сознавая, что за их приключениями наблюдать утомительно. И если в начале фильма еще были какие-то позывы к интересной развязке, то после обнаружения Марком и верным Эской в лесах остатков потерянного Легиона в лице бородатых мужланов-фермеров, вся интрига окончательно канула в лету. Концовку вообще обляпали в чисто голливудском стиле, от чего разочарование сменилось стойким отвращением.

Читал другие отзывы и плакал над «достойным изображением чести и доблести, воспитывающим патриотизм у нынешней молодежи». Простите, разве честь воина заключается в том, чтобы хладнокровно добить безоружного противника, тем более ребенка? Или может доблесть светится в глазах римского центуриона Татума, когда он отправляет на верную смерть давно сложивших оружие воинов? Ах да, я забыл, весь сыр-бор из-за позолоченной статуэтки птицы, вернув которую, легионер сможет спать спокойно, а сенаторы благословят его на дальнейшие «подвиги».

Вердикт: закономерный пшик с кучей сценарных ляпов и неудобоваримым визуальным рядом. Даже уже упомянутый «Центурион» или бесхитростный и шаблонный «Король Артур» на фоне «Орла Девятого легиона» смотрятся неплохими историческими фильмами. А «Гладиатор», при всей его голливудской лощености, просто шедевром мирового кинематографа. Кстати, при просмотре «Гладиатор» и Рассел Кроу вспоминаются не раз, в очередной раз доказывая тот факт, что в подобных лентах главный герой должен выглядеть не как снусмумрик с печальными глазами овцы, а брутальным воином. Иначе, увы, все эти потуги вжиться в образ времен Римской империи не стоят и ломаного гроша.

Другие материалы:


Добавьте комментарий:

Ваше Имя:*
Ваш E-Mail:*