Поиск по сайту:

» Вербное воскресенье: что и как делать

16.04.2011 рубрика: История, культура и искусство

Вербное воскресенье: что и как делать

Сегодня поговорим о празднике Вербное воскресенье. Многие люди постепенно забывают истинный смысл христианских праздников. В Европе Рождество плавно переместилось из храмов в супермаркеты и главным действующим лицом торжества становится, простите, не Христос, который родился, а рождественский гусь. В России тоже есть немало обрядов, смысл которых улавливается не всеми. Печём куличи и красим яйца, а зачем печём и зачем красим? Да всё очень просто – так надо.

Поливаем могилу водкой на Радуницу, то бишь, на 9-й день после Пасхи, а почему поливаем? И как это связано с Пасхой?

Особенно умиляет традиция жечь чучело Масленицы, после чего благочестиво приступать к Великому Посту.

Сегодня примерно такое же отношение, как и к вышеописанным праздникам, мы можем наблюдать и к Вербному Христову Воскресению. В этот день нужно обязательно купить где-либо пушистые веточки вербы и отнести их в храм. После посещения церкви сушёную веточку нужно будет хранить дома целый год, словно какой-нибудь оберег. По мнению многих людей, такая верба имеет едва ли не магические и целебные свойства – и клады можно с её помощью искать, а почки дерева можно скушать при бесплодии и прочих болезнях.

Но всё-таки хочется узнать истинный смысл Вербного Воскресения, когда православные и отечественные католики празднуют Вход Господень в Иерусалим. Потому что когда видишь трепетное отношение лишь к «магическим веточкам», вспоминаются строки из гоголевских «Мертвых душ»: «Поди ты, сладь с человеком! Не верит в Бога, а верит, что если почешется переносье, то непременно умрет; пропустит мимо создание поэта, ясное, как день, всё проникнутое согласием и высокою мудростью простоты, а бросится именно на то, где какой-нибудь удалец напутает, наплетет, изломает, выворотит природу, и ему оно понравится, и он станет кричать: «Вот оно, вот настоящее знание тайн сердца!» Всю жизнь не ставит в грош докторов, а кончится тем, что обратится наконец к бабе, которая лечит зашептываньями и заплевками, или, еще лучше, выдумает сам какой-нибудь декохт из нивесть какой дряни, которая, Бог знает почему, вообразится ему именно средством против его болезни«.

…В этот день вспоминается встреча жителями Иерусалима Иисуса Христа как Царя и Мессии. Множество народа, пришедшего на праздник, узнав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви и вышли навстречу Ему, восклицая: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! (Ин. 12, 12–13). Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! (Мф. 21, 9). Дорогу перед Царём, шествующему, по смиренному обычаю, на молодом осле, устилали пальмовыми ветвями…

На Востоке существует традиция: в день праздника приходить в храм с пальмовыми ветвями. В России приносят ветки вербы – потому что в апреле в нашем климате цветёт именно это дерево, которое, в принципе, весьма неприхотливо к погодным условиям. В этом году в Якутии верба зацвела в феврале – при температуре минус сорок градусов!

Пушистые ветви приносят именно для того, чтобы почтить Мессию, который, как и две тысячи с лишним лет назад, грядёт во имя Господне именно в этот день. Но вместе с церковным объяснением этой традиции, бок о бок уже давно существует и «народное объяснение», где акценты переносятся на внешнюю форму, а не на содержание. Многие хотят «положить благодать в карман» – в день освящения воды или плодов земледелия в храме всегда найдутся люди, готовые растолкать окружающих, чтобы получить свою банку святой водички или освятить яблоко.

Богослужебные тексты обращают внимание на грядущего Христа и людей, Его встречающих, в то время как народная традиция весь смысл праздника свела к освящению вербы. Сегодня приносить в храм вербу (а точнее, уносить её из храма), выходит, уже нужно не для того, чтобы засвидетельствовать перед Господом свою любовь, а для того, чтобы запастись надежным амулетом. Между тем, если разобрать текст молитвы, которую читают в церкви в этот день, то выяснится, что в ней нет ни одного слова о том, что освящается верба, её смысл сводится к фразе: «…и нас, по подражанию онех (т.е. нас, подражающих людям, встречавших Господа пальмовыми ветками), в предпразднственный сей день, ваия и ветви древес в руках носящих, соблюди и сохрани«.

Оказывается, что в первую очередь, объектом освящения Церковь всегда видела не вербу, а самого человека…

Другие материалы:


Добавьте комментарий:

Ваше Имя:*
Ваш E-Mail:*