Поиск по сайту:

» Космос в кино

13.04.2011 рубрика: Кино и фильмы

Космос в кино

Сегодня мы празднуем 50-летие первого полета человека в космос. Конечно, с самым большим размахом эта дата будет отмечаться в странах бывшего СССР, но влияние этого события на мировую науку тоже сложно переоценить. Самые громкие явления всегда находят свое отражение в искусстве — и полет человека в космос не стал исключением.

Начать рассказ про кино о космосе нужно, конечно же, с легендарного культового фильма Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001». Снятый в 1968 году, он предсказывает, как будут выглядеть космические корабли будущего, какую роль в них будет играть человек и с какими проблемами придется столкнуться.

Сегодня этот фильм досмотрят до конца лишь самые отчаянные киноманы. То, что в конце 60-х было в новинку и смотрелось «на ура», сегодня уже не вызывает особого трепета. Но те, кто смогут мысленно перенестись на 35 лет назад и сопоставить в уме эйфорию тогдашней молодежи по поводу начала освоения человеком космических просторов и расцвет искусства постмодернизма, получат от фильма свою долю удовольствия.

Это кино можно смотреть единственным способом: так, как будто до этого вы не видели ни одного фантастического фильма. Только в этом случае вы сможете понять, почему эта картина стала культовой для целого поколения. Ведь в нем все было впервые: первое восстание компьютера против человека, первое психоделическое путешествие в окружении кислотных пятен, первое смешение времени и пространства, когда герой получает возможность увидеть себя нерожденным младенцем и дряхлым стариком.

«Космическая одиссея 2001» — фильм грандиозный, но холодный и неживой. Среди множества механизмов и компьютеров, человек сам получился похожим на компьютер. Совсем другим настроением пронизан «Солярис» Андрея Тарковского (1972): даже среди чужого и враждебного космоса человек всегда остается человеком, со своими страстями, слабостями и чувствами.

Психолог Крис Кельвин отправляется на космическую станцию, вращающуюся вокруг странной планеты под названием Солярис. С первой же минуты становится ясно, что на станции происходит что-то странное. Неужели это массовое помешательство от вынужденного многолетнего одиночества? Однако вскоре Крису придется усомниться и в состоянии собственного рассудка.

Взяв за основу одноименный роман Станислава Лема, Тарковский снял не столько фантастический фильм, сколько картину о вечных вопросах человечества: об одиночестве, любви, семье, надежде, ответственности за собственные поступки, о Боге. Говорят, что Лем после просмотра фильма был страшно недоволен тем, как Тарковский извратил его замысел. Но как бы то ни было, кино получилось в десять раз сильнее и без того отличной книги.

К сожалению, фантастические фильмы, подобные «Солярису», — большая редкость. Чаще всего современная кинофантастика страдает преобладанием формы над содержанием: спецэффекты, трюки и экшн успешно подменяют отсутствие смысла и слабый сценарий. Тем большую радость доставляют изредка появляющиеся фильмы с сильной идеей, а бюджет и зрелищность — дело десятое. Именно таким фильмом является «Луна 2112».

Режиссер Дункан Джонс (кстати, сын знаменитого музыканта Дэвида Боуи) признается, что был воспитан на романах Герберта Уэллса, фильмах Тарковского и, вообще, «фантастике с человеческим лицом. В своей дебютной картине он постарался воссоздать те детские воспоминания о любимых книгах и фильмах: здесь вы не увидите стремительных превращений из «Трансформеров» или масштабных боев из «Звездных войн», зато будет маленькая лунная станция и одинокий человек, пытающийся понять смысл своей жизни.

Весь стиль фильма точнее всего можно описать словом «ретрофантастика»: скафандры как в Музее Космонавтики, смешные прыжки в невесомости по поверхности Луны, наивная романтичность главного героя…

Успех этому малобюджетному фильму обеспечили еще два человека, настолько же влюбленных в «ту» фантастику, как и режиссер. Это исполнитель главной роли Сэм Рокуэлл, для которого этот фильм, по сути, является «театром одного актера», и Кевин Спейси, «подаривший» свой голос станционному компьютеру — единственному собеседнику одинокого астронавта (параллели с HAL’ом из «Космической одиссеи» возникают с первых же минут).

Последний филь
м, о котором я хочу рассказать, не относится к жанру фантастики. «Космос как предчувствие» Алексея Учителя — это история провинциального паренька, который только начинает учиться жизни.

Время — вторая половина 50-х. Люди уже бредят космосом. Запущены спутники, отправляют в космос собак. Все верят, что скоро придет очередь и человека. Молодой и простоватый Конька влюблен в Лару: вместе они ходят смотреть на звездное небо и мечтать о будущем — страны и своем собственном. Но однажды в их городке появляется странный человек, который намекает, что именно он скоро совершит первый в истории полет в космос, но что действительно у него на уме неизвестно никому.

Конечно, это не фантастический фильм о космосе, а драма о людях и о стране. А также о преемственности идей: странный тип в тельняшке рассказывает Коньке о полетах в космос, а через какое-то время Конька в плацкарте допытывается у молодого ученика летного училища Юры: «Когда, наконец, полетим… туда?» — и заботливо указывает на развязавшийся шнурок.

Другие материалы:


Добавьте комментарий:

Ваше Имя:*
Ваш E-Mail:*