Поиск по сайту:

» Россия: три зловредных заблуждения

15.12.2010 рубрика: Общество и нравы

Россия: три зловредных заблуждения

Как глупы, нелогичны и диковаты бывают вбитые намертво в головы, но при этом абсолютно ложные убеждения! Убеждения, из-за которых сломаны жизни и судьбы миллионов ни в чем не повинных людей. У нас в России таких убеждений хватает, но есть два — особенно зловредные.

Первая ложь — постулат «Мать — это святое». Сын или дочь, сказавшие хоть что-то «не так» о матери, по меньшей мере хамы (т.е. повторившие известный поступок библейского Хама) — такова первая реакция многих и многих. Причем, с отцами дело обстоит не так категорично. Отцов дети могут подвергать критике — тут Хам с Ноем не помеха. А вот мать — это практически Богородица. Во всяком случае, общественная мораль в России рисует любую родительницу именно так. «Она тебя выносила, рожала в муках, выкормила, а ты…» — слышатся отовсюду крики кликуш, столь милых сердцам редакторов и зрителей популярной телепередачи «Пусть говорят».

Ах, если бы только кликуш! На них, в конце концов, можно было бы просто не обращать внимания, даже, несмотря на их зашкаливающее в России количество. Но эта догма застит глаза и многим вполне здравомыслящим людям. Они, не задумываясь, априорно осудят того, кто в любой форме «покусится» на собственную мать. Собственно, пишу я это как раз для здравомыслящих людей, а вовсе не для кликуш. Попробуем рассуждать трезво. Половина населения России (как, впрочем, и всех остальных стран) — женщины. Большая часть из них имеет детей. А теперь сделаем допущение, что все они почти святые, все отдают себя дочерям и сыновьям, все безгранично любят своих детей. Не получается? Правильно! Так не бывает. Большинство — да. Но все — никогда и нигде. И кто не знает про ужасающие случаи детоубийства, отказа матерей от своих детей, а еще больше случаев издевательств над своими отпрысками, и еще больше — порочного воспитания? А сколько известно матерей, которые равнодушны к своим детям или попросту не любят их!

Мои умные оппоненты возразят — пусть так, пусть мать виновата, но ребенок должен быть милосердным и все простить своей матери, ведь она его выносила, родила, выкормила… и т.д.

Вторая ложь — милосердие и всепрощение универсальны, они должны применяться всеми и всегда. А всегда ли можно простить? Если мать в злобе своей сломала ребенку позвоночник и сделала его горбуном на всю жизнь, он тоже должен простить? А если нелюбовью покалечила душу, обязан прощать? И не должны и не обязаны! Может быть, найдутся святые люди, которые на это способны, дай им бог терпения и здоровья, но требовать этого от всех нельзя.

Насчет «выносила, родила, выкормила»… Выкормить — это вообще обязанность родителей по закону. Но ведь абсолютно всё то же самое (и без всяких законов) делает любое млекопитающее, к примеру, кошечка. Объявим ее святой? Наверное, разница между людьми и животными лежит в чем-то ином, а не в физиологических действиях и актах. Иначе придется еще припомнить и то, в результате чего появился плод в чреве матери. Вряд ли святым духом надуло. В момент зачатия женщина вряд ли размышляла о будущем деторождении, вскармливании и своем «святом» предназначении. Другие были у нее мысли и чувства, скорее всего…

А вот что делает женщина с душой и телом детеныша, с его сознанием, вообще — с его жизнью? Кто вырастает из детеныша — счастливая и полезная для общества личность, больная и несчастная, ученый или преступник, негодяй или порядочный человек — такие задачи не стоят ни перед какой кошечкой. Это — задача людей, родителей и более всего — матери. Только по «конечному» результату можно сказать, хорошая мать или негодная. Причем, очень часто судить об этом имеет право именно детеныш. Которому, к примеру, родители сломали жизнь.

И все же: почему же эти два убеждения — запрет на критику собственной матери и обязанность прощать — так сильно укоренились в головах российских подданных, а в других (не восточных) странах люди в большинстве своем так не думают? Ответ на этот вопрос можно найти в истории. За последнюю тысячу лет в нашей стране власти (государство) изо всех сил старались перенести все заботы о слабых (детях, стариках, больных) на их близких. В последней фразе главное слово «все». Именно все заботы, всю тяжесть — материальную и моральную. В частности, заботу о престарелых родителях обязаны были брать на себя взрослые дети, и только они. Полагаю, что в большинстве случаев люди это делали добровольно, и, как говорится, по зову сердца. А что делать с другими, у кого связь «мать-дитя» была давно разрушена не только по возрасту, но и по вине родительницы? Вот тут общественная мораль и подсовывала услужливо догму о милосердии всепрощения. Работало. Хорошо работало в патриархальном обществе, а в государстве Российском очень хорошо работает до сих пор при всесторонней поддержке власть предержащих. Государство для поддержания в сознании общества давно устаревших догм создало целую систему. В нее входят учебные заведения (от яслей до вузов), средства массовой информации, общественные организации, творческие союзы с их конкурсами и фестивалями и т.д. и т.п.

Когда П. Санаев написал свою нашумевшую автобиографическую повесть «Похороните меня за плинтусом» (потом вышел и фильм с одноименным названием), общество не всполошилось, потому что автор вроде бы не нарушил табу. Острие его пера было направлено не против матери, а против бабушки, да еще и в защиту общения сына с матерью. Когда же была опубликована автобиографическая книга К.Шпиллер «Мама, не читай!» о том, как знаменитая писательница медленно изничтожала свою дочь, Интернет взорвался возмущенными воплями протестующих против самой попытки критики матери. Любопытно, что многие протестующие поставили в вину автору даже слишком сильное впечатление, которое повесть оказывает на читателя. А ведь там просто изложено, как дефицит любви к дочери и избыток любви к себе может превратить писательницу-моралистку и даже в прошлом педагога в губительницу своего ребенка, убийцу ее души.
Книга поднимает, хоть и не в явном виде, очень острый в современной России вопрос — об отношении к психически больным людям.

Третья ложь — все психически больные люди — сумасшедшие.

Вот рядом с вами работает женщина средних лет. Вы видите её каждый день, здороваетесь, перебрасываетесь ничего не значащими словами и проходите мимо. Обратите внимание — у неё постоянно грустные глаза, она всегда в миноре. Заметили? Подумали, что дома неприятности? И так уже не один год? А у нее скорей всего депрессия. Болезнь такая. Внутренняя. Хроническая. Вроде язвы желудка. Только язва относится к гастроэнтерологии, а депрессия к психиатрии. Ваша сослуживица не сумасшедшая. Но она психически больная. Может быть, она даже сама не знает, что ей надо лечиться. Что от этого можно вылечиться, как и от язвы. Но она сама не может решиться пойти к психиатру (стыдно!), а никто из нас и даже близких ей людей не посоветует ей наведаться к этому врачу. Потому что общество глубоко убеждено в том, что психические проблемы — это исключительно смирительная рубашка, палата для буйных и «забавная» мания величия «я — Наполеон». Люди, больные депрессией, в лучшем случае смешны, в худшем — опасны. Но спросите у любого специалиста, насколько они опасны? И он вам скажет: ни на грамм, если только для себя самих. Это несчастные люди, к которым весь мир повернулся спиной и вовсе не из-за их дурного нрава. Они просто больны. Что-то у них не так с гормонами. И им можно помочь, более того — им нужно помочь, коли уж общество считает себя гуманным.

Так же в точности не опасны для общества (может быть, только для себя) и множество людей, страдающих всевозможными фобиями. Они боятся летать на самолетах и ездить в метро, боятся звонить по телефону, боятся замкнутого пространства и т.д. и т.п. Это тоже психически больные люди. Пока болезнь не очень тяжела, они могут работать, добиваться успеха. Но если болезнь запущена, они могут превратиться в инвалидов.

Вас не волнует ваша сослуживица, вам на нее плевать? Тогда обратите внимание хотя бы на самых близких, на детей. Вы уверены, что их не мучают какие-нибудь страхи, не одолевает тоска, что они не плачут по ночам вроде бы без причины? Если на это не обращать внимание, расплата будет тяжелой… Расплата за равнодушие и, если хотите, за цивилзацию: наши дети растут в условиях, психологически архитяжелых — сумасшедший ритм, навал информации, причем в основном негативной, вечно психованные родители и злобные учителя… Очень многие современные специалисты утверждают, что много раньше, чем человечество погибнет от спида или сердечно-сосудистых заболеваний, оно рискует погибнуть от неврозов и депрессий. В мире давно пандемия, но не свиного гриппа, а психических болезней, которые излечиваются, если их лечить. Но равнодушие окружающих убивает этих больных, убивает медленно, но верно.

Книга К.Шпиллер и об этом тоже. И о мракобесии и равнодушии самых близких, казалось бы, просвещенных людей. На мой взгляд, появление книги было давно ожидаемо. Темы, впервые поднятые в ней, уже назрели для обсуждения. Пора покончить с некоторыми ложными представлениями, в плену которых до сих пор пребывает наше общество и которые продолжают делать несчастными сотни и сотни людей. Просто они молчат. Они боятся сказать правду… Автор новой взрывоопасной книги не побоялась.

Общество и нравы

Другие материалы:


Добавьте комментарий:

Ваше Имя:*
Ваш E-Mail:*