Поиск по сайту:

» Индийские танцы: какие они? Бхаратанатьям

08.10.2010 рубрика: Интересные факты

Индийские танцы: какие они? Бхаратанатьям

Танцевали всегда и везде. Человечества без танцев не существует. Танцы выполняли разные функции, изначально главными были религиозная, ритуальная, обрядовая. Да и что за радость – существовать без танцев?

Сохранились танцы, которые относят к древнейшим в мире, это – индийские классические танцы. Их принято делить на стили, по традиции подразделяя на восемь основных.

Есть танцы, где каждое движение пальцем, каждое движение бровью, не говоря уже о руках, ногах – все геометрически выверено и имеет огромное значение. Прежде всего, потому что эти танцы имеют сакральный характер. Мимика и жесты, безукоризненная последовательность поз и рисунок танца – все строго определено и подчинено сюжету.

К таким танцам относятся все классические танцы Индии, и, пожалуй, самый знаменитый из них – Бхаратанатьям (иногда пишут раздельно: Бхарата Натьям). Он и переводится как «чувства-музыка-ритм-танец-театр», все вместе, такой многогранный вид искусства. И все классические танцы Индии считаются так или иначе связанными с йогой, а также с древней индуистской символикой, историческими преданиями.

Чидамбарам (Фото: Nataraja, en.wikipedia.org)
Чидамбарам (Фото: Nataraja, en.wikipedia.org)

В Индии, на юге страны в Тамил-Наду, в одной из главных «чакр мира», как об этом иногда говорят, есть город с храмовым комплексом – Чидамбарам, он же – город танцующего бога, именно там Шива танцует свой космический танец. В Чидамбарам стекаются паломники, заезжают туристы, круглый год там проходят священные фестивали, и рассказывать о нем можно бесконечно (посмотреть ролик можно в комментариях).

Танец Бхаратанатьям связан с этим храмовым комплексом. Танец и родом оттуда, и вдохновлен скульптурами храмов. И наоборот, многие скульптуры вобрали в себя элементы древнейшей танцевальной культуры.

Бхаратанатьям (Фото: Ravichandar84, de.wikipedia.org)
Бхаратанатьям (Фото: Ravichandar84, de.wikipedia.org)

Кроме богов, можно увидеть и полубогинь. Это апсары – небесные танцовщицы. Статуэтки и барельефы апсар можно увидеть по всему Индокитаю. Апсары танцевали, часто соблазняли аскетов, при этом были женами или возлюбленными гандхарв – полубогов, певцов и музыкантов. Иногда апсар и гандхарв сравнивают с древнегреческими нимфами и кентаврами. В самой Индии всегда существовала глубокая связь между разными видами искусства – музыка, поэзия и литература, танец, драма, живопись, скульптура. И эта глубокая связь сохранилась до сих пор.

Каменная скульптура апсары 10 века, Индия (Фото: Beta.s2ph, en.wikipedia.org)
Каменная скульптура апсары 10 века, Индия (Фото: Beta.s2ph, en.wikipedia.org)

Самому танцу Бхаратанатьям отводят некий возраст – 5000 лет. Юг Индии оказался для танца заповедником, тысячелетние традиции сохранились в неприкосновенности. Трудно судить о возрасте танца, но фигуры его описаны в древнейших тамильских трактатах. Танцевали храмовые танцовщицы – девадаси – «божьи рабыни», западная традиция дала им название «баядера» (от португальского – танцовщица). Девадаси служили в храмах, исполняли положенные ритуалы, танцевали. Часто присутствовал и сексуальный аспект в жизни и работе храмовых танцовщиц, но священный танец оставался священным танцем – это был божественный танец в прямом смысле этого слова. («Система девадаси» была отменена в Индии только в 1988 году. Однако правительство в курсе, что девадаси не исчезли, хотя их роль несколько изменилась).

Итак, танцует девушка, чаще всего – соло. В других культурах и традициях могут танцевать и мужчины. Этот танец можно расценивать и как танец огня. Сами движения часто напоминают танцующее пламя – празднование вселенной через празднование красоты материального человеческого тела. Вся вселенная – это танец верховного танцора Натараджи, то есть индуистского бога Шивы. Ведь именно верховное божество передало способность к этому танцу людям.

Говорят, во всем мире не более двух сотен квалифицированных исполнителей этого танца. Понимающих этот танец – тоже немного, ведь нужно знать значение каждого жеста. Тем не менее, желающих научиться основам этого танца тоже хватает, уже не в сакральном, религиозном смысле, не в прославлении танцующего Шивы, а в «чистом» виде древнего, красивого (пусть экзотического для европейца) танца. В популярной культуре Бхаратанатьям уже широко представлен в адаптированном виде и в кино, и в телевизионных программах по всему миру.

Желающих присоединиться к «возрождению» классических индийских танцев очень много. Существуют академические и коммерческие институты в разных странах, обучение занимает несколько лет. Тем не менее – популярность древнейшего индийского танца растет. Тем более, что есть и «чистый танец» – так называемая нритта – абстрактные, но согласованные движения, танец как таковой, вне четкого обозначения сюжета.

А танцевать его непросто. Кроме всего прочего, нужно выучить огромное количество движений и понять их смысл. Научиться «по-индийски» выражать чувства (любовь, радость, покой, печаль, страх и удивление, гнев и даже героизм). Эти чувства нужно научиться передавать не только с помощью хореографии, но и филигранно и тонко – через «мелкие» движения головы, шеи, бровей и глаз (только последних может быть от 8 до 36). Ведь Бхаратанатьям – еще одновременно и пантомима, и театр. Нужно выучить каждое движение рук (а они изображают совершенно разное), комбинации движений ног, нужно слышать музыку и понимать термины на тамильском языке и санскрите (а эти термины не поддаются простому толкованию). Много чего нужно…

Что изобразим? (Фото: Г. Константинова, личный архив)
Что изобразим? (Фото: Г. Константинова, личный архив)

Конечно, совершенно не обязательно нам всем срочно разучивать классические индийские танцы. Хотя, шутки ради, можно выучить пару жестов или движений и однажды выразить свои чувства «по-индийски». Скажем, мужу или возлюбленному. Те же любовь, радость, покой, печаль, страх и удивление, гнев и даже героизм. Нет, лучше восхищение. Как получится.

И если мы не научимся танцевать Бхаратанатьям, ничего страшного с нами не произойдет. Нам бы свое собственное как-нибудь восстановить. Но, по крайней мере, есть надежда, что сами индийские танцы перестанут нам казаться бессмысленными. Они очень осмысленны: не только каждая «фраза тела», но даже взгляд танцора (танцовщицы) говорит знатоку о многом.

Другие материалы:


Добавьте комментарий:

Ваше Имя:*
Ваш E-Mail:*