Поиск по сайту:

» Порноиндустрию губит стремительное развитие технологий

20.09.2010 рубрика: Общество и нравы

Порноиндустрию губит стремительное развитие технологий

Запретное. Традиционная индустрия «для взрослых» на грани выживания, а из-за кризиса отсчет пошел буквально на месяцы. «Ф.» разобрался, какой будет новая отрасль?

Крах инвестбанка Lehman Brothers в сентябре 2008 года привел к резкому росту продаж DVD-дисков с порнографией в США, а интим-шопы за несколько недель сделали чуть ли не полугодовую выручку! Многие оставшиеся без работы финансисты бросились «отводить душу», однако для работников порноиндустрии та яркая вспышка интереса к «взрослым игрушкам» оказалась последней. С тех пор отрасль в глубоком кризисе.

И порно не задорно. Губит порноиндустрию стремительное развитие технологий. Когда все начиналось, в 70-х годах прошлого столетия, порно-фильмы подражали большому кино — в них была режиссура, какие-никакие сценарии, свет, костюмы и даже в каком-то смысле драматургия. Было время — сейчас это трудно представить, — когда «Глубокую глотку» показывали в обычных кинотеатрах, а кассовые сборы ленты, по разным оценкам, составили от $100 млн до $600 млн. Но с появлением эры видео взрослое кино становилось все менее профессиональным и все менее походило на традиционный синематограф: более примитивные сценарии, дешевая съемка. Ту же «Глубокую глотку» обвиняют в создании моды на «минимализм» — фильм состоит из сексуальных сцен, связанных между собой довольно непритязательным сюжетом. С появлением любительских видеокамер и повсеместного распространения интернета большое взрослое кино почти прекратило свое существование. «Так называемые художественные порнофильмы есть и сейчас, но их не так много и они не столь заметны в общей массе. Тем не менее, своего зрителя они находят, поскольку многие готовы платить за качество», — утверждает в беседе с «Ф.» порнорежиссер, автор блога с ником tvorez_porno. Он проводит аналогию с музыкой: теле-, радио­эфиры, интернет и магазины заполнены попсой, а за хорошую качественную музыку нужно платить и иногда даже еще долго ее искать.

Большого кино в индустрии действительно осталось крайне мало — из последних примеров можно назвать «Пираты XXX», снятый в 2005 году студиями Digital Playground и Adam&Eve. Фильм обошелся в астрономический по меркам индустрии бюджет — $1 млн, получил четыре «порно-Оскара» от журнала Adult Video News (в том числе и за лучший фильм года), а его сюжет был скопирован со знаменитых «Пиратов Карибского моря». Другой мейджор индустрии, Vivid Entertainment, который до кризиса производил около шести десятков фильмов в год и имел выручку более $100 млн, и сейчас упорно делает ставку на высокобюджетные картины со знаменитостями. Пробным шаром стало культовое видео с Памелой Андерсон и Томми Ли в главных ролях в конце 1990-х. Среди других заметных работ студии — эротическая пародия на «Бэтмена», а также скандал с домашним интимным видео Ким Кардашиан, известной своей дружбой с еще одной светской львицей — Пэрис Хилтон. По каким-то причинам в 2007 году видео с Ким попало в интернет (как ранее случилось и с Пэрис), и актриса подала в суд на компанию Vivid, обвинив ее в том, что та зарабатывает на ролике. Позже Vivid пришлось заплатить Ким $5 млн отступных в рамках мирового соглашения. Из последних релизов Vivid стоит отметить только что вышедший фильм с Монтаной Фишберн, дочерью Лоренса Фишберна (Морфиус из «Матрицы»). Компания не устает искать знаменитостей, уговаривая их сняться в откровенном кино, однако не всегда это ей удается. К примеру, именно Vivid предложила сняться российской «шпионке» Анне Чапман, которую этим летом в числе других 13 горе-разведчиков выслали из США за противозаконную деятельность. О согласии Чапман ничего не известно. Однако на Vivid «подписано» и множество «профильных» звезд вроде Дженны Джеймсон, Ленни Барби и Нины Мерседез. Вообще же пародии на популярные фильмы — можно сказать, визитная карточка индустрии (достаточно вспомнить порно-версии таких блокбастеров, как «Люди в черном» или «Титаник»). Например, сейчас Adult Entertainment Broadcast Network (AEBN) готовит выпуск эротической версии «Алисы в стране чудес», традиционная версия которой собрала в мировом прокате более $1 млрд.

Тем не менее, примеры Digital Playground и Vivid, скорее, исключения из правил. Львиная доля из того, что сейчас выпускается на тему, — это короткометражные видео, ролики длиной не более 3-8 минут, где само действие совершенно вытеснило все остальные «прелюдии». «Интернет, бесплатные сайты, порно-тьюбы, конечно, повлияли на индустрию. Дешевые, снятые на скорую руку фильмы теперь тяжело продать, ведь огромное количество такого же материала можно посмотреть бесплатно. Конкуренции стало больше. Уже не так выгодно выпускать видео на носителях», — рассказывает tvorez_porno. Гиганты индустрии, имеющие богатую историю, зашатались.

Размер имеет значение. Под влиянием кризиса индустрия сжимается в размерах. Несколько лет назад американские производители фильмов для взрослых с гордостью рассказывали, что продают в год продукции на $13 млрд при том, что рекорд кассовых сборов Голливуда на территории США не превышает планки в $10,6 млрд, установленной в 2009 году. Теперь меряться размерами с полным метром как-то стыдно — продажи DVD за последние пару лет упали, по оптимистичным оценкам, на 25%, по пессимистичным — на все 50%. Дошло до смешного: в 2008 году знаменитый Ларри Флинт, издатель журнала Hustler, просил Конгресс США о выделении $5 млрд в виде помощи индустрии, бедствующей из-за кризиса. Деньги сенаторы не дали.

Что касается российской индустрии, то и тут полный кризис — продажи дисков по сравнению даже с началом 2009 года упали на 20%, признает владелец CP Company Сергей Прянишников, которого называют «русским Ларри Флинтом». Виной всему снижение доходов населения и феноменальное развитие сайтов с потоковым видео (так называемых тьюбов). Те, у кого есть интернет, практически перестали покупать диски, сетует Сергей Прянишников.

Как следствие — на крупных студиях сократилось производство. Если раньше студия Сергея Прянишникова производила 12-15 фильмов в год, то сейчас 4-5. «В нынешних условиях очень сложно окупить фильм с более-менее приличным бюджетом», — признает он. Приличными считаются бюджеты, превышающие $5-10 тыс. Конкуренция велика — сотни любителей снимают свои home video и выкладывают в сеть. Кроме того, работает большое количество маленьких продакшн-студий, снимающих для частных нужд состоятельных клиентов или отправляющих свою продукцию на экспорт. Таких, как tvorez_porno. Работу им обеспечивает «сарафанное радио». «Поступает определенный заказ, мы составляем смету, заказчик ее оплачивает. По окончании работы мы продаем заказчику продукт вместе со всеми авторскими правами, а он уже распоряжается ей по своему усмотрению. Распространяется продукция в основном на DVD и частично уже на Blu-ray, а также на специализированных сайтах, — объясняет схему работы tvorez_porno. — Количество заказов у меня не уменьшилось, равно как и их стоимость».

Занимательная география. В силу недоразвитости российского рынка большинство отечественных порномейкеров снимают кино для иностранцев. Российское кино для взрослых с удовольствием смотрят в Италии, США. По словам Сергея Прянишникова, недавно он заключил большой контракт с немецким дистрибьютором. Игроки рынка утверждают, что стоимость продажи прав на дистрибуцию ленты за границей редко превышает $3 тыс., а зачастую составляет и вовсе $500-800. Сделать большую кассу на иностранном зрителе все равно не получается. С одной стороны, это связано со спецификой российского порно — узнаваемые пейзажи, актеры говорят на русском языке, что для многих иностранцев несколько непривычно. Западные порномейкеры это учитывают — к примеру, компания Private переводит все свои фильмы на шесть языков. С другой стороны, русская продукция вынуждена оставаться этнической, чтобы удержать ту нишу, которую завоевала. «Если в российских фильмах не будет национальной специфики, их в Европе и США просто никто не будет покупать, поскольку там слишком высока конкуренция», — уверен Сергей Прянишников. За рубежом рынок действительно давно монополизирован и поделен между крупными игроками, которые сами снимают очень много взрослого контента. Только в США ежегодно снимается 8 тыс. фильмов, а прибавьте к этому кино, которое производится в странах Европы! А потенциально самый лакомый рынок — азиатский — для порномейкеров закрыт. Например, в Китае за распространение порно грозит смертная казнь.

«Многие иностранцы интересуются: а как там в Санкт-Петербурге и Москве? И покупают соответствующую порнопродукцию», — рассказывает Сергей Прянишников. Как свидетельство — хитовый среди иностранцев фильм «Белые ночи в Санкт-Петербурге», состоящий из четырех частей и произведенный SP Company еще в 2001 году, по сюжету которого герои совокупляются в наиболее интересных для туристов местах города на Неве. Сергей Прянишников вообще тонко чувствует конъюнктуру — на волне интереса к реалити-шоу он, например, выпустил порно-версию «Дома-2». Даже иск от телеканала ТНТ не остановил русского Ларри Флинта — следом на прилавках появились «Дом-3» и «Дом-4», а также порно-вариант популярной в свое время «Фабрики звезд».

«Одно время были популярны съемки, стилизованные под любительские, но выполненные при этом профессионально. Были востребованы и съемки скрытой камерой, сейчас интерес к этому несколько угас, отчасти и из-за того, что основная часть таких съемок была сделана дилетантами, — перечисляет последние тренды режиссер tvorez_porno. — Несколько последних моих работ — на спортивную тематику. Люди с нестандартными фигурами играют спортсменов на сборах — волейболистов, баскетболистов, сумоистов, гимнастов». По его словам, всегда есть спрос на худых, толстых, а также на различные извращения и девиации.

Голая правда. Всего в этой индустрии на территории России, считая интим-шопы, продающие взрослую DVD-продукцию, занято, по оценкам экспертов, около 1 млн человек. Во время кризиса в секторе интим-шопов был даже небольшой всплеск продаж. Например, в Великобритании в 2009 году на секс по телефону, платное порно, проституток и стриптизерш было потрачено около 4,2 млрд фунтов стерлингов, что значительно превысило показатели 2008-го. Однако отдельные всплески не спасают индустрию — например, в немецком холдинге Beate Uhse, владеющем крупнейшей сетью интим-шопов в Европе, признались, что продажи в ее магазинах падают четыре года подряд. То же самое во Франции. Похожая ситуация и в России. В среднем в небольших городах насчитывается по 10-20 секс-шопов, но не все теперь торгуют лицензионными DVD, предпочитая более дешевую «пиратку». «Игрушку каждый день покупать в секс-шопе не будешь, на смазках и всевозможных лубрикантах тоже большой оборот не сделать», — рассуждает Сергей Прянишников.

Ситуацию могла бы исправить легализация отрасли. И в 2003 году Сергей Прянишников даже пробовал баллотироваться в губернаторы Санкт-Петербурга, однако снял свою кандидатуру еще до выборов. Инициативность русского Лари Флинта можно понять — российское порно существует в параллельной реальности из-за того, что статья Уголовного кодекса за незаконное распространение порнографии написана столь пространно, что разобраться в ней не способны ни сами сотрудники правоохранительных органов, ни те, кто занимается производством эротической продукции. Определение порно в законе отсутствует в принципе. «Как только законодательство изменится (точнее сказать — появится полноценное), то и российская индустрия начнет формироваться», — уверен tvorez_porno.

Российским порно-бизнесменам приходится непросто. Так, Сергей Прянишников в свое время отсидел два месяца в тюрьме «за распространение». Сейчас полулегальность существования этого бизнеса постоянно подчеркивают милиционеры, периодически заходящие в магазины Сергея Прянишникова и вымогающие деньги. Тем не менее, Минкульт ежегодно выдает прокатные удостоверения сотням фильмов эротического содержания с будоражащими фантазию названиями вроде «Анальное превосходство», «Эротика пришельцев», «45 — баба ягодка опять 1,2,3» или «Бабенки с пристяжными концами — 10». Эти картины одобрены для выпуска на DVD, показа в кабельных сетях и в гостиницах. И считаются эротической продукцией. По мнению Сергея Прянишникова, в Москве и Санкт-Петербурге много гостиниц, посетителям которых по вечерам зачастую нечего делать: по статистике, 20-30% клиентов готовы платить за просмотр порно. Сергей Прянишников продает свои фильмы для показа в гостиницах за фиксированную для отельеров плату. «У нас есть своя формула расчета, которая позволяет определять цену на фильмы исходя из количества номеров в отеле. Считать отдельные просмотры — сложно и дорого», — говорит он.

Фрагментация отрасли постоянно растет. Особенно этот процесс ускорился с появлением tube-сайтов. Все более расширяющийся доступ к бесплатному контенту угнетает премиум-провайдеров, им становится все тяжелее привлекать и удерживать своих подписчиков. Что касается подписчиков, то тут есть интересный феномен. Самое большое количество подписчиков на тысячу жителей в США приходится на штат Юта. Злые языки используют этот факт для развенчания образа жизни мормонов. В реальности все куда прозаичнее: подписчиков становится меньше по всему миру, но вот количество пользователей бесплатного взрослого контента в штате Юта может быть наименьшим. И кто тут больше «праведник», разобраться сложно.

В то же время бурное развитие индустрия получила в сети, посещаемость тематических сайтов за время кризиса пошла в гору. Это заметили рекламодатели и пиарщики. Так, трейлер арт-хаусного фильма о суровых буднях порноиндустрии Middle Men (в эпизоде там сыграла порнозвезда Джесси Джейн) в преддверии проката на территории США рекламировался на порно-сайтах и собрал впечатляющие 30 млн просмотров. Правда, прокату это не помогло (сборы составили $735 тыс.), но это уже вопросы к качеству контента.

«Секс всегда играл ведущую роль в развитии многих технологий», — считает Джонатан Куперсмит, профессор Texas A&M University. По его мнению, сами тьюбы появились для того, чтобы можно было смотреть взрослые ролики, а необходимость в эротических чатах повлекло создание системы мгновенных сообщений от компании America OnLine.

Но по иронии судьбы теперь эти новые технологии представляют главную угрозу существованию индустрии: пиратские тьюбы объявлены врагом номер один. Одним из самых популярных тьюбов — Youporn — когда-то интересовалась студия Vivid. По некоторым данным, только рекламные доходы этого портала составляют минимум $120 тыс. в месяц. В рейтинге от Alexa.com портал занимает 67-е место в мире по посещаемости и 2-е место в категории adult.
Тем не менее, разветвленные сети продолжают свое существование. Выжить им помогает ценовой демпинг. Например, в сети сайтов компании NaughtyAmerica (сеть состоит из 20 веб-страниц вроде Myfriendshotmom или Diary of MILF) трехдневное безлимитное членство стоит $1,95, недельное — $4,95, а месячный абонемент потянет на $24,95. Другой пример — компания PornHub Network, владеющая несколькими сайтами потокового видео для взрослых (например, Tube8 и PornHub). Платное членство дает людям возможность не только скачивать фильмы на свой компьютер в HD (один фильм стоит всего $1), но и наблюдать live cams, а также загружать свои секс-видео для всеобщего обозрения. Этот сегмент рынка привлекает внимание инвесторов — так, в середине июля группа компаний Manwin объявила о покупке продакшн-компаний Brazzers и Mofos Network (специализируется на видео с неопытными девушками), а также принадлежащего им портала MovieBox, который работает по принципу «видео по запросу», и сайта знакомств Sex in Your City.

С появлением файлообменных сетей типа RapidShare или Gigapeta теперь есть возможность делать и вполне легальный бизнес: снимаешь, нарезаешь на ролики и размещаешь на соответствующих ресурсах, за скачивание получаешь деньги. Некоторые файлообменные сети платят не за количество скачиваний, а за сам трафик. Конечно, режиссеры, пусть даже любители, такой способ не используют, и в основном это попытка подороже перепродать скачанные за деньги ролики с других сайтов. Одним из успешных способов монетезировать взрослый контент также стали и эротические чаты. Наиболее популярным сайтом в секторе live cams является Livejasmin, причем с огромным отрывом от остальных конкурентов. Как заявляют сами организаторы портала — 3-5 часов в день вполне достаточно для модели, чтобы зарабатывать до $1 тыс. в неделю. Аналитики Teqpad оценивают капитализацию ресурса в $56 млн. Согласно рэнкингу Alexa.com, сайт занимает 42-е место в общем мировом рейтинге по посещаемости с 8,1 млн посетителей ежедневно.

Конечно, индустрия притягивает инвесторов, при том что инвестируют во взрослое видео чаще всего все те же частные фонды. У одного из крупнейших, о которых есть информация, — AdultVest под управлением $7,9 млрд (по данным Bloomberg). В 2008 году фонд был отмечен в номинации «Запуск года» на шестой ежегодной премии Alternative Investment News Annual Hedge Fund Industry Awards. Известно, что AdultVest, а точнее, одно из его подразделений с красноречивым названием Priapus Investment Fund, инвестировал часть средств в развитие портала Iporn, который предоставляет пользователям смартфонов скачивать фото- и видео-материалы, а также доступ к мобильным эро-чатам. AdultVest недавно обвинили в мошенничестве в связи с тем, что в компании не смогли доказать, как была получена доходность в 150% по итогам 2009 года. Помимо интернет-стартапов, в портфеле AdultVest пакет акций VCG Holdings — компании-операторе мужских клубов в США.

Но все куда печальнее, когда речь заходит о фондовых инструментах. Капитализация «Плейбоя» не выросла даже на длинном инвестиционном горизонте — с 1975 года. Звездный час компании пришелся на 1999-й — канун краха доткомов, с тех пор бумага лишь дешевеет. За минувшее десятилетие она потеряла 67% стоимости. New Frontier Media, оператор кабельных сетей в США для взрослых, с 2004 года растерял 82% своей капитализации. Капитализация LodgeNet Entertainment, еще одного кабельного провайдера из США, обвалилась на 89% за последние 10 лет. Испанский холдинг Private Media Group, который занимается производством фильмов, владеет интим-магазинами и распространяет видео через кабельные сети, также не устоял. «Доходность» бумаг компании за последние 10 лет составила минус 90,5%. Немцы — не исключение: акции Beate Uhse за 10 лет превратились просто в пыль: минус 98%.

Будущее. Аналитики, следящие за развитием индустрии, сейчас гадают, что станет главным драйвером для развития сектора в ближайшем будущем. «Как будет развиваться порноиндустрия, предсказать сложно. Одно могу сказать точно — она будет меняться под влиянием современных технологий. Уже скоро зрители будут испытывать эффект присутствия. Не исключено, что появятся сервисы, где пользователь сам сможет сконструировать из предложенных вариантов виртуальных артистов, позиций, интерьеров и т.д. то, что он хочет видеть. Много будет использоваться компьютерной графики, различных спецэффектов», — размышляет tvorez_porno.

Эксперты видят будущее взрослой индустрии в развитии 3D и мобильных видео-чатов. По крайней мере, так считают читатели портала Xbiz.com, который специализируется на бизнес-новостях порно-отрасли. За 3D отдали голоса 34% опрошенных, за мобильные видео-чаты — 32%. «Объемная картинка» — просто хит сезона, особенно после кассового успеха «Аватара». В середине августа в Гонконге начались съемки порнофильма в трехмерном формате под названием «3D-секс и Дзен: Высший экстаз», бюджет которого должен составить $3 млн. Кроме того, планируется выход эротической версии «Аватара». «Мы определенно будем инвестировать средства в производство 3D-картин, — говорит операционный директор Beate Uhse Серж ван дер Хоофт. — Бесплатное порно в интернете распространяется удивительно быстро». Между тем стоимость 3D-телевизора, например, в России начинается от 90 тыс. рублей.

Что касается «мобильного» направления, то тут все только начинается. Сегодня все доходы взрослой веб-индустрии в мире достигают $5 млрд, из них 40% приходится на мобильные устройства. В Juniper Research предсказывают, что уже к 2013 году только рынок мобильного взрослого контента принесет продавцам $4,9 млрд. Мобильный выход в сеть — это ключевой тренд, признаваемый всеми экспертами. По подсчетам Morgan Stanley, уже к 2014 году количество пользователей, которые выходят в сеть со стационарных компьютеров, в том числе с ноутбуков, сравняется с количеством мобильных пользователей и достигнет 1,6 млрд человек. Пока самыми продвинутыми пользователями мобильного контента для взрослых являются жители Старого Света, однако Азия, как и во всем другом, наступает на пятки. В частности, по оценкам Boston Consulting Group, сейчас в странах БРИК и Индонезии насчитывается 610 млн пользователей, а к 2015 году в этих странах их количество удвоится. Причем многие будут выходить в интернет с мобильных устройств, замечают аналитики BCG.

Среди других направлений, которые кажутся экспертам перспективными, — haptics. Это технологии, связанные с тактильной чувствительностью. Пока речь идет о новейших материалах при производстве сексуальных игрушек. Однако в будущем это будут технологии, способные имитировать тактильную чувствительность. Еще один модный тренд — виртуальные миры.

Поговорить о будущем индустрии участники рынка любят — это всегда захватывающе, особенно применительно к взрослому контенту. Но вот что интересно: все эти футуристические разговоры заканчиваются простыми животрепещущими вопросами: как доставить старый добрый контент по адресу? Целевой аудитории? Чтобы было и удобно, и недорого, и чтобы не оскорблять ничьих чувств? Чтобы люди имели право смотреть порно?

Едва ли не половина женщин смотрят порно

Есть такой распространенный миф — мол, женщины не смотрят порно. Исследование, которое провел поисковик Mail.ru полностью развенчивает это заблуждение.

Более 44% всех запросов со словом «эротика» делают женщины. В запросах со словом «порно» доля женщин чуть меньше — около 40%. Поэтому, когда порнографы убеждают нас, что каждый третий потребитель взрослого контента — женщина — они, выходит, рисуют чересчур «пуританскую» картину.

Первое что бросается в глаза в исследовании Mail.ru, так это разница между запросами со словами «эротика» и запросами, содержащими слово «порно». Последних — почти в 12 раз больше. Соответственно и в 12 раз чаще женщины, ищущие взрослый контент, набирают в поисковике запросы со словом «порно».

Наиболее активно интересуются контентом — судя по анализу — мужчины в возрасте 26-49 лет. При этом мужчины помоложе чаще ищут именно порно, а кто повзрослее — уже эротику. То есть пословица «Седина в голову — бес в ребро такой же миф»?!

Что же касается женской аудитории, то девушкам равно интересно как то, так и другое. Самой заинтересованной в вопросе среди женщин оказалась возрастная группа от 26 до 34 лет.

Что интересно, всплеск и женского и мужского интереса «к вопросу» приходится на 2 возраста. То есть, например, доля женщин интересующихся темой в подростковом возрасте и в возрасте между 35 и 49 годами почти равная. Поразительно, что та же самая картина наблюдается у мужчин.
Пик же интереса к теме у обеих полов приходится на один и тот же возраст — 26-34 года. Тут все объяснимо, поскольку это пик репродуктивного возраста, когда обычно создают семьи.

Чаще всего поисковые запросы содержат слово «порно» и слова эротика у девушек в 19-25 лет. Затем женская доля в поисковых запросов неуклонно снижается. А вот мужская доля соответствующих запросов — напротив, растет. В промежутке между 50 и 65 годами доля мужчин, интересующихся вопросом, достигает почти 70%, а доля женщин — снижается до 30%.

Автор Александр Зарщиков, Федор Чайка

Общество и нравы

Другие материалы:


Добавьте комментарий:

Ваше Имя:*
Ваш E-Mail:*