Поиск по сайту:

» Как царь научил бояр танцевать? Ассамблеи Петра I

16.07.2010 рубрика: История, культура и искусство

Как царь научил бояр танцевать? Ассамблеи Петра I

Жизнь бояр и дворян в допетровской Руси была монотонна и однообразна. Развлечений было немного, да и предназначались они в основном для мужчин. Для женщин и девиц практически единственной «отдушиной» были посещения церкви и поездки по святым местам, да редкие приемы гостей. На пирах женщины присутствовали редко, исключение составляли только свадебные пиры.

Это «застоявшееся болото» и решил разбередить молодой царь Петр, когда стал единовластным монархом. С молодых лет он привык отдыхать в Кукуе (немецкой слободе), где пристрастился к танцам и относительно вольным взаимоотношениям с дамами, которые чувствовали себя на танцевальных вечерах и застольях вполне непринужденно.

Еще в московский период своего царствования Петр, вернувшийся из заграничной поездки, стал устраивать «светские собрания», на которые приглашались не только бояре и дворяне, но и их жены с дочерьми. Необходимость одеваться в европейские платья и выводить женщин в свет боярство встретило с выраженным сопротивлением. Чуть ли не за доблесть считалось найти причину и уклониться от посещения собраний, хотя за это Петр грозил суровыми карами, хотя обычно ограничивался устными внушениями, но попавшихся под горячую руку мог и поколотить.

На петровской ассамблее
На петровской ассамблее

С началом Северной войны царю стало не до воспитания бояр, собрания проводились от случая к случаю, да и царила на них откровенная скука – танцевали единицы, а остальные чинно восседали по лавкам и новомодным стульям.

Когда внешнее положение страны стало стабильным, столица, а с ней и сановники, перебралась в Петербург, Петр вернулся к идее проведения светских собраний, на которых бояре, дворяне и богатое купечество могли бы не только веселиться, но и общаться в непринужденной обстановке. Чтобы придать нововведению необратимый характер, царь в 1718 году издал специальный указ, в котором определил порядок проведения ассамблей.

Само слово «ассамблея» для России было новым, и царь в указе его даже прокомментировал, определив, что означает оно собрание или съезд в каком-то доме «не только для забавы, но и для дела; ибо тут можно друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается, при том же и забава…».

На петровской ассамблее
На петровской ассамблее

От устроителей ассамблей (проводили их сановники по очереди или по распоряжению монарха, позднее – генерал-полицмейстера) требовалось организовать оповещение о месте и времени проведения и подготовить помещение. Посещать ассамблеи позволялось всем, лишь бы были прилично одеты и не пьяны чрезмерно. Но мужчинам настоятельно рекомендовалось приходить с женами и дочерьми.

Начинались ассамблеи обычно в 4-5 часов пополудни, а заканчивались примерно в 10 часов вечера. От хозяина не требовалось встречать гостей, которые вольны были приходить в любое время, лишь бы укладывались в отведенный временной промежуток. Обязанности угощать гостей тоже не было, можно было предложить гостям ужин, а можно было ограничиться и одними прохладительными напитками.

Единственно, что требовалось неукоснительно, обеспечить место для танцев и пригласить музыкантов, а для нетанцующих подготовить столы с шахматами, шашками, трубками и табаком. Азартных игр на своих ассамблеях Петр не позволял.

Ассамблея на недостроенном корабле. Кадр из фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил»
Ассамблея на недостроенном корабле. Кадр из фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил»

Ассамблеи, как и ранее собрания, приживались с трудом. Особенно боярство дичилось танцев. Предусматривалось, что любой кавалер может приглашать на танцы любую даму, включая царицу, царских сестер, дочерей и племянниц. Большинство первых ассамблей проходили в присутствии Петра, который любил и умел танцевать, а посему стремился втянуть в танцы всех присутствующих, без скидок на возраст и дородность.

Естественно, что старшее поколение сановников танцевать не умело. Вынужденные участвовать в танцах, они выделывали такие неуклюжие, но забавные коленца, что вызывали смех. Тех же, кто во время танца падал, царь обязывал выпить штрафной кубок, «чтобы ноги веселей ходили». А падали поневоле: тесные европейские одежды, высокие каблуки, а у дам еще корсеты и юбки с фижмами с непривычки чрезвычайно стесняли движения.

О женских платьях разговор особый, чего только стоили одни «срамные» декольте, на которые старые бояре смотреть без содрогания не могли. Вспомните фильм «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», в нем многие моменты подмечены очень точно, хотя и не без утрирования.

Первое время на ассамблеях играла только духовая музыка, но в 1721 году приехавший в столицу герцог Голштинский привез с собой небольшой струнный оркестрик, который быстро завоевал популярность. Стали появляться и свои музыканты, правда, инструменты приходилось завозить из-за границы. Но затраты стоили того, царь появление доморощенных музыкантов приветствовал, а расторопного боярина за создание оркестра мог и наградить.

На петровской ассамблее
На петровской ассамблее

Танцы обычно делились на две части. Сначала танцевали церемониальные (полонез, менуэт), отличавшиеся сдержанностью, неспешностью и изяществом движений. Затем же начиналось общее веселье, и танцы были ему под стать – контрданс, альманд, англез. Особенно нравился молодежи альманд, начинавшийся весьма сдержанно, но затем следовали экспромты, первая пара должна была выдумывать новые па, а остальные их повторять. Первыми поочередно становились новые пары, поэтому танец мог продолжаться долго, вызывая всеобщее веселье. Танцующие пары вереницей несколько раз могли обойти не только зал, но и всю амфиладу комнат, постоянно придумывая новые движения.

Постепенно ассамблеи прижились, на них появилась непринужденная обстановка, и даже старые бояре перестали тайком креститься при виде откровенных декольте. Стало традицией целовать даму по окончанию танца, причем не в ручку или щечку (что не возбранялось), а в губы, чему молодежь, несомненно, была рада.

Зачастую ассамблеи заканчивались попойками, как и многие увеселения Петра, но это только придавало им веселости. Для веселья на ассамблеях устраивали различные шутки, зачастую вульгарные и даже жестокие, практиковались и выступления шутов, тоже не отличавшиеся изысканностью. Но это было веяние времени, грубые нравы в России изживались с трудом и какое-то время соседствовали с европейской утонченностью.

После постройки в Таллине дворца для Екатерины, в нем несколько раз проводились ассамблеи
После постройки в Таллине дворца для Екатерины, в нем несколько раз проводились ассамблеи

Вслед за столицей ассамблеи стали проводить и в Москве, а иногда и в других городах. Так, после постройки Петром в Таллине дворца для Екатерины, в нем несколько раз проводились ассамблеи, что было в диковинку для местной знати.

Со временем петровские ассамблеи превратились в светские балы, из них ушли грубые выходки, но и веселья поубавилось. Даме уже можно было прилюдно целовать только ручку. Да и посещать балы могли только избранные. В XIX на отдельные императорские и великосветские балы купечество и богатые мещане еще допускались, но без права танцев и посещения застолья. Для них даже устраивались специальные места в стороне от танцующих, откуда можно было наблюдать за происходящим.

В наше время снова можно увидеть петровские ассамблеи, но это уже всего лишь театрализованные представления, как, например, в Переславле-Залесском в зале «Ротонда», который в свое время местные дворяне построили для проведения торжественных мероприятий в память Петра I.

Автор Владимир Рогоза

История, культура и искусство

Другие материалы:


Добавьте комментарий:

Ваше Имя:*
Ваш E-Mail:*