Поиск по сайту:

» Русские «иконы стиля»: как они достигли подиума мирового уровня?

08.07.2010 рубрика: История, культура и искусство

Русские «иконы стиля»: как они достигли подиума мирового уровня?

Историки считают жену английского модельера Чарльза Ворта, Мари-Августину, первой манекенщицей в мире. Обладая красивой фигурой, Мари с удовольствием посещала общества парижских дам, где демонстрировала платья, сшитые ее мужем. Чарльз прославился изобретением гибкого юбочного каркаса, избавившего женщин от обилия нижних юбок. Среди заказчиц Ворта были коронованные особы, в том числе, и дамы русского двора. Императрица Мария Федоровна, жена Александра III, в течение 30 лет заказывала свои туалеты у Чарльза.

Неслучайно во второй половине ХIХ века его называли Королем модельеров. Он прошел путь от продавца магазина до компаньона руководителя крупной промышленной фирмы в Париже, пока не создал необычную мастерскую – это была торговая лавка и светский салон. В конце жизни Чарльз передал свое дело сыновьям Жану и Гастону. Будущий французский кутюрье Поль Пуаре, бывший торговец зонтами, пришел к сыновьям Ворта учиться портновскому делу. Но очень скоро он приобрел славу реформатора женского платья, открыл свой салон.

В 1911 году Пуаре повез свою коллекцию по столицам Европы, посетил Россию. Впервые предприимчивый парижский модельер вывел манекенщиц на импровизированный подиум. Как правило, это были актрисы. Умение улыбаться публике, иметь красивую фигуру и с достоинством носить модные платья в стиле «ампир» – таково было главное требование Поля Пуаре.

Н.Ламанова. Портрет В. Серова.
Н.Ламанова. Портрет В. Серова.

Модельер знал, что в России оценят его талант. Он сам преклонялся перед работами русской мастерицы, «поставщика Его императорского двора», Надеждой Ламановой. Как многие французские кутюрье, Ламанова использовала метод «наколки», закрепляя на фигуре манекенщицы или клиентки ткань. В 1925 году модельер Н. Ламанова за свою коллекцию платьев была удостоена главного приза в Париже.

Перед Первой мировой войной в мире манекенщиц появилось немало известных людей. Так, балерина Анна Павлова в 1913 году в Берлине участвовала в демонстрации меховых изделий. Многие танцовщицы импресарио С. П. Дягилева не отказывали себе в удовольствии поработать в качестве манекенщицы парижского Дома моды.

Однако все это было временем моделей-любительниц. Только в 20-е годы прошлого столетия манекенщица стала профессией. Для этого были вполне объяснимые причины.

(Слева-направо) Т. Бобрикова, К.Куприна, И.Ге, Н. Палей.
(Слева-направо) Т. Бобрикова, К.Куприна, И.Ге, Н. Палей.

После 1917 года мода в России оказалась, по сути, не у дел. Русские эмигрантки, расставшись с родиной, селились в разных уголках мира, в том числе, в признанных столицах моды: Париже, Лондоне, Милане. Демонстрация одежды для многих из них стала еще и способом обеспечить безбедную жизнь. В те годы профессия манекенщицы была «говорящей». Как такового подиума не было. Модели появлялись в изысканных туалетах, общались с клиентками на их языке, вели светские беседы.

Среди русских красавиц были княгиня Мэри Эристова, графиня Елизавета Граббе, княжна Мия Оболенская, (Екатерина) Тея Бобрикова. Некоторое время была манекенщицей дочь писателя А. Куприна, Ксения. В 30-е годы ХХ века в моду вошли блондинки. Лучшими манекенщицами стали белокурые красавицы: Женя Горленко, Наталья Палей, Катерина Ионина, (Галина) Гали Баженова, (Людмила) Люд Федосеева, Лидия Ротванд, Ия Ге, внучатая племянница художника Н. Ге.

Многие графини и княгини успешно осваивали в Европе профессии модисток, занимались мелким кустарным производством: расписывали шарфы и шали, делали бижутерию, открывали собственные салоны мод. Так, кузина Николая II, княжна Мария Павловна основала предприятие «Китмир», на котором трудилось более ста вышивальщиц. Ее главной заказчицей стала знаменитая модельер Габриэль Шанель – вышитая русская одежда имела большой успех в Европе. Шанель высоко ценила русских манекенщиц, которые постоянно участвовали в показах ее изделий. Среди них были Гали Баженова и Анна Воронцова-Дашкова (в девичестве Чавчавадзе). Князь Феликс Юсупов и его жена Ирина открыли в Париже Дом моды «Ирфе». Ирина сама демонстрировала одежду в своем салоне клиенткам.

Мия Оболенская и Женя Горленко.
Мия Оболенская и Женя Горленко.

Многие манекенщицы сумели устроить личную жизнь за границей. Натали Палей вышла замуж за модельера Лелонга, Женя Горленко стала виконтессой де Кастекс, Ия Ге, выйдя замуж за лорда Абди, стала владелицей миллионов. Некоторые русские «принцессы» моды узаконили свои связи с известными промышленниками, художниками и театральными деятелями. Необычна судьба манекенщицы Гали Баженовой, которая во время Второй мировой войны отвечала за работу передвижного госпиталя в армии де Голля, за что получила орден Почетного легиона.

Первой русской топ-моделью в эмиграции была признана Люд Федосеева. Она завершила свою карьеру в Париже, продолжая работать в период фашисткой оккупации. А вместе с ней закончилось в моде время русских «аристократок»…

Возвращаясь к событиям конца 20-х годов прошлого столетия, надо сказать о том, что Сталин и его окружение в это время форсировали инициативу «великого перелома», который сопровождался сломом нэпа, насаждением коллективизации. Ничего утешительного в сферу развития моды это не принесло. В стране не хватало одежды, а доходы населения оставались низкими. Позже, в период индустриализации, стал актуален сталинский лозунг: «Жить стало лучше, жить стало веселее!» В это время строят новые универмаги, ателье, возрождают модные журналы.

Люд Федосеева и Гали Баженова.
Люд Федосеева и Гали Баженова.

В 1934 году в Москве открылся первый в стране Дом моделей одежды, руководителем которого стала племянница модельера Н. Ламановой, Надежда Макарова. Среди его первых заказчиц были актеры, политики, общественные деятели. Однако события Второй мировой войны наложили свой опечаток на внешний облик людей. И только в конце 1944 года (по другим данным – 1943 г.) был создан Общесоюзный Дом моделей. Девушки, которые участвовали в демонстрации показов одежды, числились в должности «рабочий 5-го разряда».

О развитии нашей моды за границей почти не знали ничего до конца 50-х годов. В это время чуть-чуть приподнялся «железный занавес». Модельер Вера Аралова получила золотую медаль на Международном конкурсе одежды в Варшаве в 1948 году. С триумфом «прошли» по Европе ее знаменитые сапожки. Новый всплеск в моду привнес фестиваль молодежи и студентов 1957 года в Москве. Советского модельера Татьяну Осмеркину мир моды узнал, когда появилось ее платье «Россия». Вскоре стала известна и коллекция одежды Вячеслава Зайцева. Модный мир был потрясен талантом наших модельеров.

В.Яшина с сыном и Р. Збарская.
В.Яшина с сыном и Р. Збарская.

В Доме моделей в Москве был штат манекенщиц. Одной из красавиц послевоенного времени была Валя Яшина. В юности она мечтала о певческой карьере, но судьба привела ее в Дом моделей. Яшина стала одной из немногих долгожителей подиума. Почти полвека она участвовала в демонстрации мод. Все, кто знал Яшину, поражался ее неувядаемой красоте.

Одной из ярких манекенщиц советского времени стала Регина Збарская (настоящая фамилия – Колесникова). Она приехала в Москву из провинции с желанием поступить в институт. Но очень скоро оказалась в Доме моделей, вокруг нее крутилось немало случайных людей, готовых всегда услужить знаменитой манекенщице. Став женой художника Льва Збарского, Регина попала в атмосферу столичной богемы. Мечтам девушки о семейном счастье не суждено было сбыться. Ее супруг сбежал за границу.

Следом еще один удар. Збарская мечтала побывать за границей, продемонстрировать платье «Россия», которое шилось для нее. Но «наверху» решили, что вместо своенравной брюнетки должна поехать блондинка Мила Романовская. Так и случилось. Кстати, Мила потом осталась в Англии. Ну а Регина рано ушла из жизни, сверкнув, как недосягаемая комета на «небосклоне» советской моды…

Другие материалы:


Добавьте комментарий:

Ваше Имя:*
Ваш E-Mail:*