Поиск по сайту:

» Ребенок один дома – как обеспечить безопасность?

08.05.2010 рубрика: Полезные советы

Ребенок один дома – как обеспечить безопасность?

Любые родители (а чаще – мамы), у которых нет ни бабушек, ни дедушек, ни добрых адекватных соседей, а с детским садом проблемы (либо ребенок заболел, либо он вообще туда не ходит), время от времени сталкиваются с проблемой «куда девать ребенка» в моменты, связанные с необходимостью посещения категорически не совместимых с ребенком мест: срочный визит к внезапно заболевшему родственнику в больницу, неотложная необходимость посещения стоматолога, гинеколога, а также любого другого доктора самой мамой (потому что если визит запланированный, можно решить проблему заранее) – все это порой ставит в тупик многих родителей.

Итак, что же делать, если ребенок маленький, а срочно отлучиться из дома чрезвычайно необходимо? Все зависит от возраста ребенка.

Проблема с грудничками, как ни странно, решается легче всего: транспортировать его куда угодно намного легче, чем двух-трехлетку на пике их поведенческого кризиса во всей красе капризов, истерик или просто банального любопытства, затрудняющих жизнь и замедляющих передвижение в таких вот экстренных ситуациях. То есть, ребенка грудного возраста проще взять с собой, скажем, в слинге (чтобы не мучиться с коляской).

А что же делать с теми, кто постарше? Везти с собой – означает ухлопать тонны нервов и времени, плюс попасть в сложную ситуацию на месте назначения, где непонятно будет, куда же его девать и чем занимать на то время, что мама будет занята. Но и оставлять детишек такого возраста дома – риск гораздо больший: по статистике, именно младшие дошкольники (дети от года до четырех), оставленные без присмотра, чаще всего попадают в беду даже в собственном доме. Ведь мамы рядом нет, а вокруг – столько всего интересного!

Казалось бы, неплохой вариант – найти агентство, которое предоставляет услуги «няни на час». Ну, не буквально на час, но на определенное время по экстренному вызову. Этот способ хорош тем, что ребенком будет заниматься человек с опытом, а плох – тем, что человека этого и вы, и ваш ребенок увидите впервые в жизни и неизвестно, как все сложится у няни с малышом. Да и непонятно, насколько порядочный она человек: гарантии агентства – это хорошо, но человеческий фактор всегда вносит свои коррективы…

Оставлять же ребенка с подругами, не имеющими детей, тоже не всегда безопасно: люди, неосведомленные о таких «мелочах» как запрещенные для детей продукты или слабо имеющие представление о том, как вести себя с расшалившимся или расплакавшимся малышом, даже руководимые самыми лучшими намерениями, могут наломать дров…

Поэтому однозначная безопасность для ребенка такого возраста достижима только рядом с хорошо знакомыми ребенку взрослыми. И если нет готовых прийти на помощь родственников и соседей, вполне можно найти несколько мамочек таких же малышей, знакомых вам по детской площадке. Всегда имеет смысл заранее договориться с симпатичными и близкими вам по стилю воспитания мамами или бабушками на случай таких вот экстренных ситуаций: предложить свою помощь им и заручиться их поддержкой на будущее.

А как быть, если ребенок постарше – 5-7 лет? Возможность маневра расширяется, если ребенок достаточно самостоятелен и разумен. В этом возрасте, думаю, куда логичнее научить его основам безопасности, чем всегда-всегда, хоть тушкой, хоть чучелом, но таскать ребенка при себе. А научить его можно:

— элементарным физическим законам (поджечь – загорится, забыть закрыть кран – зальет, сунуть металлический предмет в розетку – ударит током);
— правилам поведения в экстремальных и экстренных ситуациях (открыть окно и позвонить пожарным при обнаружении дыма; залить огонь водой или закрыть одеялом; позвонить родителям в случае прорыва трубы, появления запаха газа и т.д.);
— пользоваться мобильным и обычным телефоном, вызывая маму, папу, другого родственника или доверенного взрослого;
— обращаться за помощью к соседям и представителям органов правоохранения и спасательных служб;
— правилам поведения и предосторожности с чужими людьми (не открывать чужим, даже если они «передают что-то от мамы» или «нужно срочно снять показания счетчика»; не рассказывать, что находишься дома один; не сообщать, где работают взрослые члены семьи);
— содержательному времяпрепровождению – хотя вообще это задачка в первую очередь для родителей: отлучаясь
, не следует говорить «займись чем-нибудь», а четко оговаривать, чем именно заняться, как именно, и что при этом можно и нельзя. И что делать, если выбранное занятие наскучит: то есть, придумать сразу ряд альтернатив, чтоб дите от скуки не потянуло на подвиги.

Сразу оговорюсь: не думаю, что программу «один дома» реально осилить ребенку младше 5 лет. До этого возраста я не рекомендовала бы оставлять ребенка одного, ну разве что действительно ненадолго: скажем, нужно выскочить в аптеку поздно вечером на несколько минут. Потому что если у ребенка сильный жар, то вероятность для него подавиться в ваше отсутствие конфетой куда меньше, чем вероятность в буквальном смысле «сгореть» от температуры 40 ночью. А надеяться на скорую иногда смысла нет, поскольку «скорая помощь» – она у нас только так называется, а приехать может и через час, и через полтора.

Однако и затягивать с предоставлением домашней автономии чуть ли не до подросткового возраста я бы тоже не стала (хотя вот в США, насколько мне известно, вообще законодательно запрещено оставлять ребенка одного до возраста 12 лет… А в 14 уже права выдают – забавно).

Вообще же говоря, если брать очень в среднем, то для развития умения решать проблемы самостоятельно и уметь отделить себя от родителей, осознать себя способным к самостоятельным поступкам и моментам в жизни (понятно, что речь не идет о глобальном) существуют сензитивные (благоприятные) периоды: период 7 лет (вступления в школьный возраст), начало подростковости (лет 12) и вступление в юношество 16-17 лет. Причем в семилетнем возрасте это иногда даже более безопасно – гормоны не перекрывают разум, как у подростков; а 16-17 лет – это вообще последний шанс, и если человек в этом возрасте не научается решать вопросы самостоятельно в пределах своей компетенции (а часто таки не научается, особенно если это дело в свое время подавили на предыдущих этапах), то ему уже и не захочется. И будут родители им руководить до пенсии. Ну или пока петух не клюнет куда-то там.

Конечно, дети взрослеют по-разному, у них разный темперамент и наклонности, поэтому думайте сами, решайте сами. Что покажется безумием в одном случае, будет логично и оправданно в другом. Но, еще раз повторю, каждый родитель тут волен решать на свое усмотрение, я дала лишь общие ориентиры.

И еще хотелось бы сказать: милые мамы, не пытайтесь быть идеальными. Особенно в чужих глазах. Ну и что же, если кому-то ваша позиция кажется неприемлемой, то есть, если соседке или свекрови кажется категорической глупостью ваше предоставление самостоятельности пятилетнему или, напротив, тот факт, что вы везде и всегда берете его с собой? Это, собственно, проблемы соседки или свекрови, а не ваши.

Пытайтесь быть не идеальными, а просто достаточно хорошими – и притом для своего ребенка, а не для других людей. Делайте все от вас зависящее, но если вдруг получается не так, как хочется и как предписывается общественными нормами, то это же не конец света. Выберите наиболее компромиссный вариант, сделайте выводы и живите дальше. Куда ценнее, на мой взгляд, если вы не будете снедаемы чувством вины – вашему же ребенку будут легче с вами общаться. А в конечном итоге это обеспечит максимум безопасности и ему, и лично вам.

Автор Наталья Проценко

Полезные советы

Другие материалы:


Добавьте комментарий:

Ваше Имя:*
Ваш E-Mail:*