Поиск по сайту:

» Какие современные художники имеют свои галереи? Илья Глазунов

07.04.2010 рубрика: История, культура и искусство

Какие современные художники имеют свои галереи? Илья Глазунов

И.С. Глазунов – народный художник СССР, академик Российской академии художеств, лауреат Государственной премии РФ, ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества, профессор.

В 1997 году, к 850-летию Москвы, Илья Сергеевич Глазунов подарил столице и государству все свои работы, созданные за 40 лет творческой деятельности. Для размещения такого огромного художественного наследия нужно было и соответствующее помещение. И вот, по постановлению Правительства Москвы 31 августа 2004 года в самом центре столицы, на ул. Волхонка, дом 13, рядом с Храмом Христа Спасителя и через дорогу от Музея Изобразительных Искусств им. А.С. Пушкина, в отреставрированном особняке, была торжественно открыта Московская Государственная галерея Ильи Глазунова.

В одном из залов Галереи
В одном из залов Галереи

И.С. Глазунов родился в Ленинграде в 1930 году, в детстве пережил блокаду, во время которой потерял родных и близких. В Ленинграде он стал художником, окончив в 1951 году среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, а потом и живописный факультет этого института. Он говорит: «Художником меня сделал Ленинград, с его громадами стройных домов, его Дворцовая площадь, его Нева, мосты, ветер… Эрмитаж – мерцание будто бы свечей, отраженное в паркете, темные прорывы картин в золоченых рамах… Сколько помню себя – рисовал…». Но так сложилась судьба, что с 1957 года он живет и работает в Москве. А в родном городе с периодичностью примерно раз в 10 лет проходят его персональные выставки в Центральном выставочном зале Манеж.

Зимой 2000 года, с 11 февраля по 19 марта, в Манеже Санкт-Петербурга проходила очередная выставка Ильи Сергеевича – под девизом «Храни бог Россию».

Картина
Картина «Храни Бог Россию»

Надо было отстоять большую очередь, чтобы попасть на неё, – в Петербурге творчество Глазунова любят. К тому времени в прессе было много противоречивых публикаций о его работах, особенно о масштабных картинах – «Мистерия ХХ века» и «Вечная Россия» (её первое название – «Сто веков»), посвященных истории и политической жизни России. Именно у этих полотен дольше всего и толпились посетители выставки. Мировое искусство не знает примера подобных картин, как по своему содержанию, так и по своей сложности – ведь там прописаны десятки портретов! Действительный член Российской академии социальных наук Владимир Большаков сказал как-то, что даже если бы Глазунов совершил лишь одно из своих деяний: написал картину «Вечная Россия» или создал интерьеры кремлевских залов, его уже можно было бы назвать великим гражданином России.

Но ни одна, даже обширная, выставка не дает полного представления о творчестве художника. Поэтому, приехав в Москву в начале ноября 2004 года, через два месяца после открытия Галереи Глазунова, отправилась туда вместе с подругой. Только вошли в вестибюль, как смотрительница сказала нам: «Если поторопитесь, успеете на встречу с Ильёй Сергеевичем, он сейчас спустится и будет беседовать в холле, можно получить автограф». Мы очень обрадовались, быстренько разделись и даже купили в холле по репродукции – чтобы было на чем взять автограф. Встали в очередь, достаточно длинную. И вот вышел Художник, скромный, спокойный, без всякой охраны (так модной теперь в мире искусства), сел за стол, и все, кто хотел, задавали ему вопросы, брали автографы и фотографировались на память. Какой это удивительный человек! При его титулах и званиях – ни тени чванства, высокомерия. Простой и доступный.

И.С. Глазунов дает автограф
И.С. Глазунов дает автограф

А потом три часа мы ходили по залам Галереи, сначала с экскурсоводом (экскурсоводы тогда были бесплатно, сейчас не знаю), потом еще раз прошли сами. Четыре этажа здания, десятки залов вмещают несколько сотен работ Мастера. Сначала экскурсовод рассказывает о первых работах, где уже чувствуется большой талант художника. На втором этаже – удивительные иллюстрации к произведениям Достоевского, Мельникова-Печерского, Некрасова, Лескова, Островского, Лермонтова, Блока, Куприна. Далее залы, где видим портреты разных известных людей, политиков и деятелей культуры. И живописные полотна, в которых чувствуешь любовь к родной природе, к истории России.

«Незнакомка», иллюстрация к стихотворению А. Блока

Несколько залов отдано под большие полотна, площадью от 15 до 32 квадратных метров. Это картины «Мистерия ХХ века» (новая редакция), «Вечная Россия» (3х6 м) , «Моя жизнь», «Великий эксперимент». Особенно большое впечатление производят картины «Разгром храма в Пасхальную ночь» (4х8 м) и «Рынок нашей демократии». Вряд ли найдется человек, которого эти картины оставят равнодушным, в них боль и гнев миллионов людей, ставших свидетелями кошмаров двадцатого века.

Удивительна картина «Моя жизнь». Она автобиографична, наиболее полно обобщает раздумья художника о своей судьбе, неотъемлемой от судьбы любимой им России. Создание её в 1994 году практически совпадает с началом работы художника над его книгой-исповедью «Россия распятая» (книга издана, первая часть была опубликована в Роман-газете в 1996 году, полностью – в 2004 г.). И поэтому мотивы написания и пафос картины точно определяются словами самого автора, высказанными в предисловии к книге: «Я – маленькая частица нации и горжусь тем, что более чем за тридцать лет своей творческой деятельности служил Богу, России и совести, и не отказываюсь ни от одного поступка, картины или напечатанного слова».

Портрет жены художника, Нины, 1980г.
Портрет жены художника, Нины, 1980г.

Не вдаваясь в перечисление всех живописных полотен и портретов, хочу сказать, что на четвертом этаже есть ещё удивительная коллекция старинных русских деревянных изделий – оконные наличники, сундуки, кресла, домашняя утварь – личная коллекция, также переданная в дар Государству.

Накануне 70-летия И.С. Глазунова проводился опрос общественного мнения ВЦИОМом, и по результатам его он назван «самым выдающимся художником ХХ века». Его имя присвоено одной из малых планет, а ЮНЕСКО удостоило его своей высшей награды – золотой медали за выдающийся вклад в мировую культуру.

Так что, если вы не видели картин И. С. Глазунова, не были в его Галерее – побывайте, получите огромное удовольствие от соприкосновения с прекрасным.

Кроме него, свои галереи имеют Церетели и Шилов.

Автор Гертруда Рыбакова

История, культура и искусство

Другие материалы:


Добавьте комментарий:

Ваше Имя:*
Ваш E-Mail:*